Хуан Миро (Juan Miro) 1893 – 1983
"Все, что я рисую,
я видел в полях или на морском берегу"
Испанский художник и скульптор - один из лидеров
абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века.
Послужил стимулом для многочисленных художников, в том числе, для
создателей комиксов и анимационных фильмов. Содействовал возникновению
и успеху важнейших художественных течений, возникавших в Испании,
Японии, Франции, США и других странах. "Духовный отец"
современного авангарда.
Хуан Миро
родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, Испания. Миро поступает
Школу ремесел и в Художественную школу, а потом в частную художественную
школу Франсиско Гали в Барселоне. Там он познакомился с несколькими
людьми, которые впоследствии стали его лучшими друзьями на всю жизнь
(среди них - Мануэль Грау, Энрик Рикар, Хуан Пратс, Льоренс Артигас).
Все его биографы указывают на тесную связь в течение всей жизни
с тем местом, где он родился и вырос. Сам художник при каждом удобном
случае также подчеркивал особое значение, которое придавал своей
родине - Каталонии. В Испании он сохранял постоянное жилье и часто
туда возвращался. В начале 1918 года Миро была обещана его первая
персональная выставка. Одна из наиболее заметных картин того времени
- Следы Повозки. Миро писал,
что его "в наибольшей степени занимала каллиграфия дерева,
или крыши - листок к листку, хворостинка к хворостинке".
В 1920 Миро
переезжает в Париж, где знакомится с Пикассо, который, в свою очередь,
представляет художника своим знакомым. К 1924 году Миро, по его
собственным словам, "использовал реальность скорее
как отправную точку". В том же году Андре Бретон опубликовал
свой "Манифест Сюрреализма". Эта работа сильно повлияла
на Миро. В частности, один из базовых принципов сюрреализма, связанный
с использованием сновидческих образов (бессознательного) был источником
вдохновения для многих его работ. Как истинный сюрреалист, Хуан
Миро, описывал свой опыт так: "Я начинаю рисовать, и пока
я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью.
Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы.
Первая стадия - свободная, бессознательная... Вторая стадия - внимательно
выверенная".
Миро также
начинает экспериментировать с необычными материалами. Например,
Рисунок (1934) нарисован на наждачной бумаге,
Веревка и Фигура I (1935) включает
в себя большой кусок веревки. Позже в круг интересов вовлекается
керамика. В 1955 году ООН заказало Миро роспись двух длинных стен
вокруг нового здания в Париже. В результате появились Солнечная
Стена и Лунная Стена,
покрытые яркими рисунками.
За это творение художник получил премию фонда Гуггенхейма. Общественное
признание также не заставило себя ждать. Известность и полученные
деньги позволили Миро переехать в большую студию, где он жил
и работал все оставшееся время. С коммерческой точки зрения
Хуан Миро - один из самых продаваемых современных художников. Его
абстрактные композиции ценятся за декоративизм, прекрасно подходящий
для оформления банковских холлов и роскошных вилл на Лазурном берегу.
Миро на данный момент - неотъемлемая принадлежность буржуазного
истеблишмента. Особую популярность получили его многочисленные литографии
- излюбленный товар рынка современного искусства - ходкий, броский
и хорошо покупаемый. Миро - гений современного дизайна. Уединившись
в своей студии, построенной Сертом на солнечной Майорке, он производил
множество рисунков, литографий, картин, керамических изделий. Впоследствии
они расползлись по галереям и частным коллекциям всего мира. Любопытно,
как европейский авангард, добившись известности, менял мансардные
студии в Париже на средиземноморскую курортную полосу - Дали, Матисс,
Леже, Калдер, Пикассо, Брак. Миро тоже физически принадлежит к этому
"Средиземноморскому Золотому Веку Авангарда".
Однако не
все работы Миро можно назвать декоративными. Весьма показательна
в этом плане проходившая с 30 января по 30 мая 1998 года в Кельне
выставка "Miro. Rebellion against Form", где были выставлены
работы, не показывавшиеся при жизни художника. Для галерей Мэг и
Пьера Матисса они были слишком радикальны. Выставленные работы Миро
- это несколько его композиций, набросанных кистью поверх "реалистической"
живописи, в основном пейзажной, продырявленные полотна и два коллажа
из картона и фанеры, исчерченных карандашом и тушью. Все эти вещи
датируются 60-70 годами и были мало известны, практически не попадая
в большие монографии, посвященные художнику. Экспозиция, - это своего
рода хулиганские выходки Хуана Миро, художника, заявлявшего, что
после наскальной живописи ничего великого в изобразительном искусстве
создано уже не было. Художника, который никогда не отказывал себе
в удовольствии сказать "Merde!" всем, кто, как он считал, ценит в
искусстве лишь его коммерческую ценность.
|