ГОГЕН, ПОЛЬ (Gauguin, Paul) (1848–1903)
Французский художник Эжен Анри Поль Гоген родился
в Париже 7 июня 1848. В 1865 он присоединился к команде торгового
судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте
23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже.
Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием
произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного
образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал
импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую деятельность,
чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете и
разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на остров
Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого
вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой.
В 1888 он некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных
в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов,
он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности
и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных
бретонских работ – Видение после проповеди (1888) художник
акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно,
является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие
пейзажи Гогена и картина Желтый Христос (1889) тоже относятся
к бретонскому периоду творчества.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления
– синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и
форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие
участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.
В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле
вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время
этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен,
но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе
ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.
В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ,
чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити.
Разочарование во французской колониальной жизни заставило его направиться
в глубь острова. В своих картинах Гоген создал образы людей, живущих
в гармонии с природой, ощущение земного рая и золотого века человечества.
Среди произведений этого периода его творчества – Манао Тупапау
– Следящий Дух мертвого (1892) и Таитянские пасторали
(1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться
в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена
второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями.
Среди них панно Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? (1898, Бостон,
Музей изящных искусств) – аллегория на тему этапов человеческой
жизни. В своих последних работах Гоген воплотил образы идеальной
жизни вне времени и пространства.
В
1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии,
Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров
Доминик (Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая
1903.
|