Марк (Marc) Франц (1880—1916),
Немецкий живописец.
Один из организаторов объединения «Синий всадник».
Динамичные, напряжённые по колориту мистико-символические картины
отмечены экстатической образностью («Судьба животных», 1913).
Франц Марк считал красный цвет «грубым», который
должен быть побежден. Синий называл он «серьезным и духовным». Фиолетовый
содержит, как он говорил, «глубокий траур». Желтый — «умиротворяющий,
по-женски утешающий»; при добавлении к нему красного он становится
«мстительным», так что необходимо дополнение синего. Эти два цвета,
по его мнению, любят друг друга и создают устойчивое звучание. С
одним зеленым красное не перестает быть «грубым»: следует привлечь
синий и желтый. Желтый ближе к красному, чем к синему, говорил Марк.
Франц Марк вслед за Кандинским стремился к выражению
в искусстве духовного начала и с горечью констатировал "всеобщую
незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях".
Путь к ним многие экспрессионисты усматривали в жизни и творчестве
примитивных народов, в их органическом единстве с природой и космосом.
Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса
в целом, идеями "мистико-имманентной конструкции" мироздания
(усмотренной еще у Эль Греко) пронизано все творчество Марка, внутренне
ориентированное на отыскание путей к новой духовности. Экспрессионисты
остро ощущали кризис старой культуры и глубоко, каждый по-своему,
переживали это: «мы стоим сегодня, как и полторы тысячи лет тому
назад, на рубеже двух великих эпох, переходного времени для искусства
и религии, стоим перед фактом смерти великого старого и прихода
на его место нового, неожиданного» (Ф.Марк // Синий всадник. М.,
1996. С. 15).
|