Аугуст Макке (Маке)- August Macke (1887-1914)
Немецкий
экспрессионист. Детство Макке прошло в Кельне, затем в 1904-1906
он учится в Академии изящных искусств в Бонне и в Школе декоративных
искусств в Дюссельдорфе. В 1907 он впервые приезжает в Париж, а
в 1907-1908 учится у Ловиса Коринта в Берлине, где знакомится с
Бернардом Келером, дядей своей будущей жены, коллекционером, интересующимся
французской живописью. По его совету Макке вновь возвращается в
Париж (1908).
В 1909 после года службы в армии он приезжает в
Бонн, где в январе 1910 встречается с Ф. Марком, который в Мюнхене
знакомит его с Кандинским; Макке становится членом группы "Синий
всадник". Его эволюции способствуют контакты с более зрелыми
и опытными художниками. После раннего периода умеренного импрессионистского
реализма Макке перенимает у Матисса, выставка которого прошла в
Мюнхене в 1910, автономность цветового пятна, передающего форму
("Ковер с гиацинтами", 1910, частное собрание). Картина
"Гроза" (Саарбрюккен, музей), представленная на первой
выставке группы "Синий всадник" (1911), отражает эстетику
Кандинского, но это влияние было недолгим. Для Макке проблема взаимопроникновения
формы и цвета была скорее пластического, чем духовного порядка.
Летом 1912 вместе с Марком он знакомится в Париже
с Делоне и Ле Фоконье, влияние которых чувствуетя в картине "Купальщицы
на фоне городского пейзажа" (1913, Мюнхен, Новая пинакотека).
На протяжении двух последнихлет жизни Макке использовал уроки аналитического
кубизма, оживляя его светоносным колоритом Делоне и спокойной экспрессией.
Его излюбленными темами становятся досуг горожан, прогулки на берегу
озера или посещение зоопарка ("Персонажи у синего озера",
1913, Карлсруэ, Кунстхалле; "Дама в зеленом жакете", 1913,
Кельн, музей Вальраф-Рихарц). Нередко он согласует прозрачную поверхность
с более материальной формой, облегчая одно и кристаллизуя другое
("Девушка с аквариумом", 1914, Вупперталь, музей).
В апреле 1914 Макке вместе с Клее и Муайе отправляется
в Тунис, где создает 25 акварелей, некоторые из которых принадлежат
к лучшим его произведениям. В этих акварелях он отходит от аналитического
кубизма в сторону более непринужденной трактовки перспективы и большей
непосредственности ("Торговец кувшинами", Мюнстер, музей).По
возвращении в Германию Макке, в связи с призывом на военную службу,
не успевает продолжить исследования, которые должны были привести
его к абстракции (об этом свидетельствуют его письма).
Его последние картины и акварели демонстрируют
достижения предыдущих месяцев ("Отъезд", Кельн, музей
Вальраф-Рихарц). Однако, в 1914 году начинается война, Кандинский
возвращается на родину, а талантливые немецкие художники Марк и
Маке погибают на фронтах войны.
Оригинальность творчества Макке двух последних
лет заключается в синтезе французской манеры и сентиментального,
типично германского лиризма. Каталог его произведений, составленный
Густавом Вризеном в 1953 (переиздан в 1957), включает в себя 548
акварелей и 550 живописных работ. Произведения Макке представлены
в парижском Нацмузее современного искусства. Центре Помпиду, в ньюйоркском
Музее современного искусства, а также в других американских и многочисленных
немецких музеях.
|