Энди Уорхол (Andy Warhol) (1928-1987)
Энди Уорхол (1928-1987), пожалуй, самый
радикальный, самый значительный и самый известный американский
художник. Его откровенно заимствованные и растиражированные
изображения Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, кока-колы и американского
доллара буквально встряхнули мировое искусство. Популярность
Уорхола была невообразимой. На одной из выставок он даже выставил
себя самого как свое произведение. Энергия Уорхола проявляла
себя в самых различных сферах, являя новый тип современного
художника. Его бесчисленные шелкографии, его длящиеся десятками
часов фильмы, его вездесущий постоянно включенный магнитофон,
созданный им журнал Interview, где зведы берут интерьвью у звезд,
его Фабрика, как он именовал свою студию, его тусовки и выкрашенные
в серебряный цвет волосы — все это Уорхол-художник.
Анджей Вархола, а именно так звучит его настоящее
имя, родился 6 августа 1928 года в Форест-Сити, штат Пенсильвания.
Его родители эмигрировали из Чехословакии, отец работал шахтером
на угольной шахте. О жизни юного Энди известно крайне мало.
В 1949 году Уорхол закончил в Питсбурге Технологический институт
Карнеги, получив диплом художника-дизайнера. Переехав в Нью-Йорк,
Энди изменил свою фамилию на Уорхол и стал работать художником-оформителем
в магазинах модной одежды "Тиффани и Ко.", "Бонвит
Теллер", а также в журналах "Воуг" и "Глэмор".
К середине 50-х годов работа в рекламе принесла успех, благодаря
которому стала возможной покупка дома в центре Манхэттена. Тем
не менее удовлетворенности Уорхол не испытывал, и он начал рисовать.
В 1960 году он нарисовал серию картинок на основе комиксов "Супермен"
и "Утенок Трейси", однако едва ли это можно назвать
успехом. Лишь в 1962 году на выставке рисунков для консервированных
супов фирмы "Кэмпбелл", проходившей в Лос-Анджелесе,
о работах Энди заговорили как о сенсации. Начало было положено.
Уорхол был в центре движения поп-арт, куда входили такие художники,
как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс (эта
пара поддерживала любовные отношения в течение шести лет).
В 1962 году краска на консервные банки по-прежнему
наносилась мазками. Однако уже к 1963 году Уорхол стал использовать
шелкографию, и с этих пор большинство его работ выполнялось
именно в этой манере. Совершенно безликие, приспособленные к
массовому производству, шелковые оттиски идеально подходили
для данных целей. Искусствовед Роберт Хьюз писал: "Разрисовывать
консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим
искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень
производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания
картин, придав им характер массового производства, - потребительское
искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры".
Подчеркивая упомянутый аспект массового производства,
Уорхол стал называть свою студию "Фабрикой". В середине
шестидесятых годов "Фабрика" превратилась в место
встреч всякого рода талантливых и незаурядных личностей, таких,
как ди Седжуик, Холли Вудлон, Вива и Ультравайолет. Рисунки
выпускались совместно группой единомышленников под руководством
Уорхола. Он говорил: "Искусство ничего не меняет, оно само
меняется, неизбежно двигаясь к концу".
Уорхол считал, что нет искусства "высокого
" и "низкого". Он объяснял, почему так часто
изображал бутылку кока-колы: "Потому что ее пьют все -
и президент страны, и Лиз Тейлор, и нищий, который знает, что
его кока-кола не хуже, чем у президента".
Главные работы Уорхола ("Кока-Кола",
"Томатный суп Кэмпбэл", «Свиная тушенка Бамба»,"Мэрилин
Монро") Пиотровский назвал "иконами 60-х годов",
сравнив их с древнерусскими иконами ("Троица" и др.),
находящимися в Русском музее.
|