ВЫЛКО Тыко (Илья Константинович) (1886-1960)
Ненецкий (а не немецкий) художник.
Уроженец становища Белушья губа. В основном
самоучка, стал замечательным мастером "наивного
искусства", автором жанровых сценок и
пейзажей с видами родной Новой земли.
Известен также как этнограф, собиратель
местного фольклора. В 1924-56 был
председателем Новоземельского островного
Совета.
Обращение к фольклору -
характерная примета искусства 20 века,
обусловленная тоской (часто наполненной
самоиронией) по утраченным идеалам «цельного
человека» и потребностью в художественном
раскрепощении от догм академического
реализма, в разнообразии формальных
приемов.
Вылко о себе:
Сам я хасово (мужчина) из рода
Вылка. Раньше ненцы жили родами и каждый род
кочевал в определенных районах тундры. Мои
предки кроме оленеводства занимались
морским промыслом зверя и рыбы. Селились мы
по реке Коротаихе до ее устья. За моржом
ходили на острова, в том числе и на Новую
Землю. Большой род ненцев – Ям Тысни тоже
занимался промыслом морского зверя (ям по
ненецки море). Часто чумы наших двух родов
раскидывались рядом и роднились многие
десятилетия. Сообща сдавали в царское время
в Пустозерский острог ясак – оленьи шкуры,
шкуры моржей и тюленей, песцов и лисиц.
Старики-ненцы рассказывали, что меры ясака
не было никакой и от того очень разорялся
ненецкий народ. Большие оленьи обозы с
товарами ходили в Шенкурск на ярмарку. Там
жители тундры покупали себе нужные для
обихода товары – посуду, одежду и оружие.
- Ненец - это значит человек!
Когда Тыко Вылко произносил эти
слова смягчались на его лице морщины,
расправлялись его плечи и понималось, что в
эту фразу вкладывает он большой смысл: о его
народе, отце своем, Новой Земле, холодной
бескрайней тундре. Человеке. Ненце…
Тыко сам сочинял песни. Пел он много,
вдохновенно, хрипловатым голосом с
переливами. Песни его как и все ненецкие, о
том, что видит он, что чувствует… Это
напоминало японские танки или даже хокки!
Стоит на пригорке старый
Дом, дыма нет из трубы-
Нет в нем никого, давно все
Уехали, и нет тропинки
К дому никакой…
А за домом на горке
Детские саночки старые
Сломанные и чайник старый худой
Дом с крышей уже плохой и
Стропила сломались…
- В каждом роду в тундре были свои шаманы (тадибеи).
Тадибеем мог быть мужчина и женщина,
почувствовавшие в себе особую,
сверхчеловеческую силу. Тадибеи –
врачеватели, они же и предсказатели судеб,
выбора дорог при кочевье. Тадибей советчик
при выборе жениха, невесты, конечно, тадибей
и лекарь: у него есть пендер (бубен) из
оленьей кожи. Шаман сам выбирает молодого
оленя – самца и сам тщательно обрабатывает
кожу для бубна. В семействе тадибея никто не
должен брать пендер. Одежда есть у тадибея
– это обычно замшевый балахон, увешанный
разноцветными лоскутами из сукна,
бубенчиками, побрякушками. Деревянной
колотушкой стучит в пендер, чтобы призвать
к себе духов. Под звуки бубна тадибей
начинает пританцовывая петь песню и
выкрикивать слова. - У тадибеев песня
простая, - объясняет он, - повелители солнца,
месяца и звезд, придите и помогите мне, ру,
ру, ру… Братцы звезды и облака возьмите его
с собой и сжальтесь над его недугом. Ру… Ру…
Ру… Йе..Йе..Йе.
Все знали Вылку как замечательного и
азартного художника и поэта.
|