Кабаков Илья - Kabakov llya (род. 1933)
«Самый известный в мире русский художник» родился
в 1933 году в Днепропетровске, в детстве ему пришлось пожить в интернате,
в 1951-1957 годах учился в Московском государственном академическом
художественном институте им. В.И. Сурикова. Живя в Советском Союзе,
успешно занимался книжной графикой, оформлял детские книги. Одновременно
создавал графические серии, имитирующие советские агитационные стенды.
Потом уехал на Запад, где стал повсеместно знаменит своими грандиозными
инсталляциями, которые он создает с дикой скоростью и в кошмарных
количествах. Ныне живет в Нью-Йорке.
Кабаков- художник-концептуалист. Концептуализм
(во всяком случае, в русском, а точнее московском варианте) -направление
в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя,
возникшее как эстетическая реакция на «зрелый» социалистический
реализм, на искусство застоя и его реальность. Концепт - это затертый
до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише.
С этим материалом и работали представители русского концептуализма
(РК), бывшие одновременно представителями авангардного искусства
и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой «всеядности»,
игрой на явных цитатах, вышедшем на поверхность интертекста.
Русские концептуалисты стали быстро известны в
Европе. Слава в отечестве пришла к ним лишь вместе с перестройкой.
Художники концептуалисты Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров,
Виталий Комар и Александр Меламед (выступающие в соавторстве)
сегодня признанные во всем мире художники.
В основе искусства РК лежит наложение двух языков
- затертого совкового языка-объекта и авангардного метаязыка , описывающего
этот совковый язык-реальность. Так, одна из известных картин Булатова
представляет собой огромные алые буквы лозунга «Слава КПСС!» на
фоне голубого неба с облаками. Вот что пишет об этом современный
художественный критик Екатерина Деготь: «Именно таким образом строятся
многие картины Эрика Булатова: в них два слоя - реальное, подчеркнуто
реальное пространство и пересекающий его, закрывающий свет социально
окрашенный знак или текст».
По-иному построено искусство Ильи Кабакова.
Его картины - это надписи на бумаге, каллиграфические буквы, каталогизированные
фотографии, обрывки фраз. «Стиль, в котором работает этот герой-автор
картин и альбомов Кабакова, пишет Екатерина Деготь, можно назвать
«канцелярским примитивом». Одна из излюбленных идей бюрократического
сознания, с которым художник отождествляет себя, навязчивая инвентаризация,
списки, классификаторы, таблицы, матричные проекции и т.п.».
Наибольшей популярностью последние годы пользуются
близкие выше упомянутым художникам, такие поэты РК, как Д. И.
Пирогов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. Пригов строит свои тексты
на образе тупого и самодовольного советского обывателя, рассуждающего
о политике и бытии (сам Пригов называет эту риторику «новой искренностью»),
некоего нового Козьмы Пруткова, предтечи обэриутов.
Вот избран новый Президент
Соединенных Штатов
Поруган старый Президент
Соединенных Штатов
А нам-то что - ну, Президент
Ну, Соединенных Штатов
А интересно все ж - Президент
и Соединенных Штатов
И все же в живописи знаковой фигурой РК является
Кабаков. Он не просто живая легенда, но почти сказочный персонаж,
"Гудвин Великий и Ужасный" и "Золушка" в одном
лице. Кабаков вольно или невольно стал транслятором общего, коллективного
подсознания советского человека, вместив в себя разом и обыденность,
и хтонические страхи, и мистическую надежду.
|