Джозеф Кошут – Joseph Kossuth (род. 1945)
"Быть художником в наше время значит исследовать
природу искусства" .
Великий американский художник, один из основателей
концептуализма, течения базирующегося на фундаментальной ревизии
основных эстетических понятий и категорий, которые изначально были
выдвинуты в качестве объектов рефлексии. Концептуализм, последнее
по времени возникновения (60-е - 80-е гг) крупное движение авангарда,
завершающее и как бы резюмирующее его основные художественно-эстетические
находки и достижения и знаменующее переход от авангарда к модернизму
(см. ниже) и постмодернизму . Джозеф Кошут в своей программной статье
"Искусство после философии" (1969) назвал концептуализм
"постфилософской деятельностью", выражая тем самым его
суть как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному
искусству и философии, "смерть" которых западная наука
констатировала именно в 60-е гг
Концептуализм претендовал на роль феномена культуры,
синтезировавшего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки
- эстетику , искусствознание, лингвистику, но также и математику),
философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность,
артефакт). На первый план в концептуализме выдвигается концепт -
формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства,
его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть
арт-деятельности усматривается не в выражении или изображении идеи
(как в традиционных искусствах), а в самой "идее", в ее
конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста,
а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-,
видео-, фоно-записей. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции,
перформанса или любой иной акции является приложением к документальному
описанию. Главное в концептуализме - именно документальная фиксация
концепта; его реализация (или варианты реализации) желательна, но
не обязательна. Акцент в визуальных искусствах таким образом переносится
из чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную, от перцепции
к концепции, то есть с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное
осмысление,
Концептуализм, с одной стороны, выдвигает на первый
план логически продуманную и прописанную концепцию, просчитанный
до мелких деталей проект; с другой же, - его артефакты, перформансы,
жесты пронизаны алогизмом, парадоксальностью, абсурдом. Изначальный
дотошный "логоцентризм" концепции как бы снимается иррационализмом
всего целостного концептуального пространства, в котором живет его
создатель и в которое он приглашает избранных реципиентов. Отсюда
еще одна антиномия концептуализма: при удивительной внешней простоте
и даже примитивности большинства его артефактов, их адекватное восприятие
в концептуальном измерении доступно только "посвященным",
то есть реципиентам, освоившим алогичную логику концептуального
мышления и стратегию поведения в концептуальном пространстве. Концептуализм
отделен глухой стеной от обывателя или даже любителя искусства,
не искушенных в его "правилах игры". Являясь, таким образом,
практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно
замкнутым в себе, концептуализм на практике как бы активно размывает
границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде
бы вторгается в эту жизнь; и одновременно не менее активно исследует
и укрепляет пределы искусства, эстетического; одной из своих целей
ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью,
дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в пространство
искусства. Он ориентирует сознание реципиента на принципиальный
антипсихологизм, однако, его осознанный и четко проведенный и выстроенный
антиномизм автоматически возбуждает в психике реципиента бурные
иррациональные процессы. В частности, ориентация на простоту, тривиальность,
неинтересность, монотонность, незаметность, доведенную до абсурда
приземленность многих артефактов концептуализма провоцирует импульсивное
возмущение реципиента, взрыв его эмоций.
|
|
|
|
|
|