КАПЛАН Анатолий Львович (1902-1980)
Родившийся в глубокой провинции, А. Л. Каплан на
удивление рано пристрастился к искусству, даже подрабатывал в юности
изготовлением вывесок и преподавал рисование в школе. Лишь в 1922
г. он смог отправиться учиться в Петроград. В 1927 г. закончил живописный
факультет Вхутеина, однако живописцем не стал. Поначалу занимался
для заработка книжной и промышленной графикой, оформительским искусством
и т. п. В конце 1930-х гг. познакомился с техникой литографии, увлекся
ею и быстро овладел ее приемами. . В 1937-1940-х годах он занимался
литографией под руководством Г.С. Верейского. В это время им была
создана серия "Касриловка". В 1944-47 гг. создал серию
"Ленинград", в которой передал свое особое восприятие
города, проявив себя как серьезный мастер. 1950-1951 годах работал
главным художником завода художественного стекла в Ленинграде. В
частности, выполнял витражи "М.В. Ломоносов" для главного
здания Пулковской обсерватории.
И все же подлинные масштабы и уникальность дарования
Каплана обнаружились гораздо позднее, когда он исполнил обширную
серию цветных литографий по мотивам повести Шолом-Алейхема "Заколдованный
портной" (1953-63). Здесь в 50 крупноформатных листах художник
соединил собственные задушевные впечатления детства и юности с мотивами
еврейского традиционного народного искусства и поразил зрителей
декоративным богатством и трогательным смешением лиризма и юмора,
наивности и мудрости. Серия оказалась переломной в его творчестве.
Одновременно с нею и вслед за нею в течение полутора-двух десятилетий,
неустанно и вдохновенно работая, Каплан создал громадное количество
литографий, объединяемых в большие серии (некоторые достигали нескольких
десятков сюжетов и даже более 100). Все они были посвящены темам,
почерпнутым из еврейской литературы, - чаще всего из произведений
Шолом-Алейхема ("Тевье-молочник", 1957-61; "Песнь
песней", 1962; "Стемпе-ню", 1963-67) и из народной
литературы (сказки "Козочка", «Хрюшка и Козел» 1957-61;
"Еврейские народные песни", 1958-60). В этих листах Каплан
сохранял большей частью принципы декоративного решения, счастливо
найденные им в "Заколдованном портном", но не пренебрегал
и решениями чисто изобразительными.
В 1967-1069 годах Каплан занимается
керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота,
расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики
("Двойной портрет", "Золотая свадьба", "Козочка"
и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа - цикл
по мотивам "Мертвых душ" Н. В. Гоголя. Произведения Анатолия Каплана экспонировались
на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе
на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке
в 1959 году.
В поздние годы Каплан заметно расширил круг излюбленных
тем и технических средств. Он успешно освоил живопись темперой и
гуашью, экспериментирует в области цвета. В цикле на темы песен
Шостаковича "Из еврейской народной поэзии" (темпера, гуашь)
а также в великолепных натюрмортах (1964-65) отражено стремление
художника к монументальной форме, жанровой многоплановости Последняя
работа - серия автолитографий по роману Менделе Мойхер-Сфорима "Фишка-хромой"
- тяготеет к глубокому образному обобщению.
|