Дали (Dali) Сальватор (1904 - 1989)
Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма,
образ мышления которого сюрреалистичен, практически с рождения и
до самой смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал
он. Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью
(столь заметной также у Пикассо и Миро), Дали очень рано проявил
себя как человек необычайно живого ума. В 1920-1925 он испытал искушение
писать в духе академизма (он получил образование в мадридской Академии
художеств), голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма
и кубизирующего реализма послевоенного времени (Девушка у окна,
1925. Мадрид, Испанский музей современного искусства). Его пристрастие
к изображению подсознательного было инспирировано чтением Фрейда,
и Дали серьезно занялся вначале метафизической живописью.
Его первая выставка прошла в ноябре 1925 в Барселоне
(гал. Дальмау). В это время он пишет композиции, в которых неустанно
изображает морские пейзажи, отпечатавшиеся в памяти с детства, -
навязчивая идея, не покидавшая художника никогда (Женщина перед
скалами, 1926, Милан, частное собрание). Приезжая в Париж в 1927,
а затем в 1928, он знакомится с Пикассо и Бретоном и с готовностью
присоединяется к группе сюрреалистов, разрабатывавшей идеи, близкие
его собственным, и, по словам Бретона, уже в 1929 полностью внедряется
в нее. Тогда же он знакомится с Галой Элюар, которая вскоре становится
его женой и вдохновительницей.
Дали создал сюрреализму шумную и блестящую рекламу.
В 1929 на выставке в гал. Геманс экспонировались его сюрреалистические
произведения (Загадка желания. Моя мать, моя мать, моя мать, 1929,
Цюрих, частное собрание), иллюстрирующие его теорию критической
паранойи, изложенную в книге Видимая женщина (1920). Речь идет о
продолжении традиции, берущей свое начало в творчестве Боттичелли,
Пьеро ди Козимо, Леонардо да Винчи (который сформулировал ее в своем
Трактате о живописи). Затем, благодаря ташизму и фроттажам Макса
Эрнста, Дали увлекся изображением на холсте образов, вызванных свободными
ассоциациями по поводу случайно избранных форм, имеющих какое-либо
значение или нет. Отсюда - его картины, на которых, под видимостью
тонкой оптической иллюзии, предметы растягиваются (мягкие часы),
растворяются, разлагаются, превращаются в другие предметы; этой
же идеей были вдохновлены и интерпретации, подчас неприличные, знаменитых
картин (таких, например. как Анжелюс Милле, где в трактовке Дали
мужская шляпа прикрывает половой орган в состоянии эрекции). Это
было своеобразной интеллектуальной тренировкой художника, в которой,
несомненно присутствовал элемент самолюбования и которая не имела
границ.
Несмотря на разрыв с Бретоном в 1934, вызванный
поведением художника, искусство Дали вырастает именно из сюрреалистической
эстетики, в которой он нашел столь близкие ему мотивы: чувство потерянности
человека в огромном мире. чувство юмора, и самое главное - полная
свобода воображения (Стойкость воспоминания, 1931, Нью-Йорк, Музей
современного искусства, Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия,
Музей искусства). Было бы ошибкой отрицать оригинальность этих мотивов:
если свою технику исполнения сам художник с вызывающей гордостью
сближал с техникой Мейссонье, то сюжеты, переходящие из одной картины
Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний, в которой
присутствуют и эротизм, и садизм, и гниение. Влияние Де Кирико,
Эрнста и Танги были ассимилированы Дали с явным отвращением к простоте,
художник воплотил их под знаком стиля модерн своего соотечественника
Гауди, в котором он воспевал ужасающую и съедобную красоту. Все
эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах художника, снятых
в сотрудничестве с Бюнюэлем (Андалузский пес, 1928, Золотой век,
1930).
В 1936 Дали совершает неожиданный и подчеркнутый
поворот к итальянскому классицизму, что обозначало разрыв с историческим
сюрреализмом. В 1940-1948 он живет в США. По возвращении в Испанию,
он живет в Порт-Льигат в Каталонии. В 1958 он венчается с Галой.
В своем творчестве Дали обращается к самым разным источникам - нидерландскому
реализму, итальянскому барокко (Христос св. Иоанна на кресте, 1951,
Глазго, Художественная гал.). абстракционизму (в частности, к живописи
действия), поп-арту. С 1970-х он нередко прибегает к методам, позволяющим
как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или
стереоскопии).
Художник проявил свой талант саморекламы, имевшей
целью создать и укрепить в глазах публики миф о Дали как об экстраординарной
личности и починном представителе сюрреализма. И эта цель была достигнута
посредством головокружительных затей и махинаций, предложений и
компромиссов в отношениях с политической и религиозной властями.
Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое
целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не
одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
|