Нико Пиросманишвили (1862 - 1918)
Нико (Николай Асланович)
Пиросманишвили - известный грузинский
художник-самоучка. Почти всю свою жизнь
провел в Тбилиси. Писал в наивно-примитивной
манере вывески для духанов-столовых,
увеселительных заведений, картины на темы
из жизни горожан, а также пейзажи,
натюрморты, изображения животных.
Пиросмани, со свойственным ему
непосредственным, наивно-поэтическим
видением мира, создал величаво-торжественные
по духу произведения, персонажи которых
внутренне драматичны, и внешне спокойны,
романтичны и не лишены конкретных бытовых
черт. Пластически завершенные по форме
произведения Пиросманишвили отличаются
статичностью четко построенных композиций,
часто многоплановых (как бы действие во
времени), строгим, сдержанным колоритом с
введением немногих ярких цветовых пятен.
Дом-музей художника находится на его родине,
в селе Мирзаани, Цителцкаройского района.
Живопись Пиросманашвили "открыли"
весной 1912 г. три футуриста, которые стали
и первыми собирателями его картин, —
художники М.В.Ле-Дантю (1891-1917), Кирилл
Зданевич (1892-1975) и его младший брат Илья. С
этого "открытия" началась известность
грузинского примитивиста, вышедшая за
пределы духанов, началась его "вторая
жизнь", по точному определению Э.Кузнецова,
автора лучшей книги о Пиросманашвили (1984).
Об истории "открытия" народного
художника из села Мирзаани известно
главным образом из статей и книг о нем К.Зданевича.
В начале 90-х исследователи (А.А.Стригалев и А.С.Шатских)
установили, что картины "маляра Николая"
в тифлисском духане первым увидел на рубеже
марта-апреля 1912 г. Ле-Дантю и вскоре
приобрел несколько работ, а в письме к
матери назвал его "гениальным" (лично
познакомиться с Пиросмани ему так и не
довелось). В 1923 г. Ильязд выпустил в
Париже заумную книгу "ЛидантЮ фАрам",
посвященную памяти своего друга Ле-Дантю.
И.Зданевич неоднократно
обращался к творчеству и образу Пиросмани в
своих статьях, неизданных записках (на
русском и французском языках), а также в
своих литературных произведениях. 1912 год
был знаменательным для И. Зданевича — как
начало его активного участия в
футуристическом движении, когда он стал
выступать с лекциями на вечерах и диспутах
футуристов, и как год "открытия"
Пиросманашвили. Художник и судьба его работ
(в семейной коллекции в Тифлисе хранились 54
картины Пиросмани) — постоянная тема
переписки братьев Зданевичей.
Таким образом, творческая судьба
русского поэта-авангардиста Ильи Зданевича
тесно связана с мифопоэтической биографией
и судьбой Нико Пиросманашвили.
Литературный дебют Зданевича — письмо-статья
(в грузинском языке эти слова — синонимы)
"Художник-самоучка", опубликованная в
тифлисской газете "Закавказская речь"
10 февраля 1913 г. под псевдонимом "И-вич".
Эта статья фактически открыла Пиросмани
общественности. Через месяц, в марте, по
инициативе И.Зданевича и Ле-Дантю четыре
принадлежавшие им работы Пиросманашвили
были экспонированы на московской выставке
"Мишень". Через год в газете "Восток"
(1914, 29 июня) Зданевич напечатал вторую
статью — "Нико Пиросманашвили", где в
несколько эпатажной форме еще раз пытался
привлечь внимание к драматической судьбе
"нашего Николая" (в черновой редакции
он назвал статью "манифестом"). Он, в
частности, писал: "Пиросмани нашел
стиль своей эпохи, и только он один, ибо
передать ее иначе, чем передал он, —
невозможно".
|