Виктор Браунер – Victor Brauner (1903 - 1966)
Французский художник, румынского происхождения.
Его юность прошла в Бухаресте в кругу румынских декадентов. Он увлекался
спиритизмом и участвовал в местных авангардистских движениях. В
1924 он основал журнал поэзии и живописи 75 HP.
В 1930 Виктор Браунер обосновывается в Париже и
переживает период глубокого кризиса который кристаллизуется в теме
выбитого глаза ("Автопортрет с вырванным глазом" 1931).
Он знакомится со своим соотечественником скульптором Бранкуси и
через Ива Танги сближается с сюрреалистами. В 1934 его выставка
проходит в галерее Пьер и с этого времени он участвует во всех сюрреалистических
выставках. Он продолжает изображать корчащийся в муках мир потрясенный
страшным бунтом что напоминает некоторые темы немецкой "новой
вещественности" ("Дверь" 1932, Музей искусства графства
Лос-Анджелес, «Странный случай»1934).
В 1935-1938 Браунер живет в Румынии. По возвращению
в Париж в 1938, ему, по странному совпадению во время драки выбивают
глаз. Его картины приобретают болезненных характер предвещающий
вторую мировую войну ("Чары" 1939).
Исход 1940 года приводит художника в Восточные
Пиренеи, а затем в Марсель и Нижние Альпы. В это время он развивает
свою идею о взаимосвязи реального и ирреального в образе Химеры
с двойным профилем ("Mythotomie" 1942, Париж частное собрание).
В эти годы одиночества он создает ряд эзотерических произведений
(цикл рисунков "Conglomeros" скульптура в виде фигуры
с тремя туловищами и одной головой 1944, Париж, Музей современного
искусства; картины написанные воском).
В 1947 Виктор Браунер отходит от сюрреализма и
создает цикл автобиографических произведений "Onomatomanies".
В серии "Retractes" (1950) заметно влияние Матты вместе
с которым он написал ряд картин ("Интервидение" 1955.
Париж, Центр Помпиду).
После 1960 искусство Виктора-Браунера становится
более простым и спокойным и находит свое завершение в живописи на
дереве ("Праздник матерей". Сабль-д'0-лонн. музей). В
1982 госпожа Виктор Браунер передала в дар Музею современного искусства
– Центру Помпиду в Париже ряд работ художника (и среди них знаменитую
«Укрощение хрюшек»). Животный мир, который он рассматривал с метафизической
и поэтической точек зрения, всегда волновал его и стимулировал его
творческий потенциал. Художник заставляет зрителя ощущать его двойственную
природу: «Я напоминаю Вам, что все эти животные находятся внутри
Вас».
…еще в первую поездку во Францию меня возили два искусствоведа
на берег моря километров за 50 от Нанта... Там есть такое курортное
местечко, пляж, купальная станция, и там есть маленький музей, в
котором замечательные сюрреалистские картины 40-х годов: картины
Виктора Браунера - большая серия совершенно непристойных картин,
которые он написал, поссорившись с Андре Бретоном, который был пуританин
и очень строго относился ко всем вопросам секса, со всякой порнографией
боролся, а Виктор Браунер, поссорившись с Бретоном, написал серию
таких очень условных, графических, но очень неприличных картин,
типа рисунков на стенах туалета, только смешных. И вот меня повезли
посмотреть эту коллекцию, которая спрятана в этом музее на чердаке,
чтобы не шокировать курортников, которые приходили с детьми…
Михаил ТРОФИМЕНКОВ. ПО УТРАМ ВСЕ РАЗГОВАРИВАЛИ
ШЕПОТОМ.
Митин журнал. Вып. 44 (январь-февраль 1992)
|