Рой Лихтенштейн – Roy Lichtenstein (1923-1997)
Рой Лихтенштейн – великий мастер поп-арта, чьи работы, в
стиле комиксов, символизировали опошление культуры в современной
американской жизни. Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные
типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы
«массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства
живописи.
Рожденный в Нью-Йорке в 1923, Лихтенштейн немного учился в Художественной
Лиге Студентов, а затем в Государственном университете Штата
Огайо. После службы в армии с 1943 до 1946, он возвратился в Огайо,
чтобы получить степень магистра и преподавателя живописи. В 1951,
Лихтенштейн вернулся в Нью-Йорк, где состоялась его первая индивидуальная
выставка. Он также продолжал преподавать, сначала в Колледже Штата
Нью-Йорк, а позже в Douglass Колледже, отделении Rutgers Университета
в Нью-Джерси. В 50-ые годы , Лихтенштейн использовал основные приемы
абстрактного экспрессионизма, но также начал вводить в состав своих
картин такие темы как ковбои и индейцы или бумажные деньги.
В 1961, когда он еще преподавал в Douglass Колледже, под впечатлением
работ своего коллеги Аллана Капроу, он обратился к использованию
в картинах комиксов и персонажей мультфильмов, благодаря которым
он и создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность.
Последнее «Хрю…» (1962, Музей Современного Искусства)
было первым впечатляющим примером его новой живописи.
Первичные спектральные цвета - красный, желтый и синий, резко ограниченные
черным – стали его фаворитами. Иногда, правда, он использовал и
зеленый. Вместо оттенков цвета, он использовал растровую точку,
метод, которым изображение и плотность тона, модулируется
при типографской печати.
Иногда он просто выбирал картинку из комикса, слегка реконструировал
ее, переносил холст и наносил точечный растр. «Я хочу, чтобы моя
живопись выглядела так, как будто это сделал компьютер» объяснял
Лихтенштейн.
Несмотря на то, что многие из его картин являются сравнительно
небольшими, методы обработки объекта, применяемые Лихтенштейном,
дают ощущение монументальности - изображения кажутся
массивными и грандиозными по размеру!.
Начиная с 1962, он обратился к работам таких художников как
Picasso, Mondrian, и даже Monet, творчество которых он своеобразно
преломлял в своем стиле. С помощью этой техники картины его предшественников,
превращаемые в комиксы, как бы лишались некой «сакральной» ауры.
На дворе были шестидесятые и искусство уже вкусило уорхолловского
консервированного супа «Кэмпбелл». Благодаря Лихтенштейну вслед
за простыми предметами свою креативную ценность доказали такие
образцы масскульта, как журнальная реклама, комиксы и вкладыши для
жвачки.
В середине 1960-ых, в своем «масскультовском» стиле он также рисовал
банальные пейзажи («закаты»). Кроме того, он работал над керамической
посудой и графикой для массового производства.
«Меня интересует описание своего рода «античувствительности», которая
проникает в общество», говорил Лихтенштейн, подводя итоги своей
работы.
Классик поп-арта Рой Лихтенштейн, умер в нью-йоркской больнице
от осложнений после воспаления легких.
|