«После Редона, Мунка и Руссо наиболее сильный и
незабываемый импульс духовной живописи дал Ян Зрзавый»
Джорджо де Кирико.
Чешский живописец. Фантастические и национальные
пейзажи, иллюстрации к произведениям европейских и чешских писателей
часто отличаются лиризмом, ясностью утончённого линейного ритма;
религиозные и жанровые композиции («Хрюшка в виде Клеопатры», 1952),
пронизанные нотами меланхолической созерцательности, близки эстетике
символизма.
Ян Зрзавый родился в 1890 г. в г. Вадине в Восточной
Чехии. В 1906 г. шестнадцатилетним юношей переехал в Прагу, где
поступил в Художественную ремесленную школу. Этот чувствительный,
замкнутый в себе юноша, одаренный безграничной фантазией, уже в
1907-1908 гг. создал свои первые символистические шедевры, вошедшие
в историю современной чешской живописи: Долина печали, Веселые
странницы, Автопортрет I и II, Антихрист и пр.
Зрзавый характеризовал основное чувство, вызываемое
Долиной печали, как «застывший покой и боязливое ожидание»
ответа на страшный вопрос жизни (при попытке описать ее «как процесс»):
Зачем и Почему? Поэзия многих последующих произведений Зрзавого
была поэзией застывшего покоя и ожидания, тишины, медитации и немого
обращения к зрителю, исканием извечной сути жизни, равно, как извечной
сути формы, цвета и света.
В 1918 г. Зрзавый впервые устроил свою выставку
в галерее «Салон Топича» в Праге и в том же году участвовал и в
выставке группы «Тврдошийини» («Упорствующие»). С этого времени
его произведения вышли из затворничества ателье и вызвали повышенной
внимание.
«Мое искусство …., демонстрирует состояния души,
стоящие на якоре в полной темноте подсознания человеческого существа….
В области живописи оно означает введение массы в духовную сферу
и проникновение психических сил в эту массу…».
С начала двадцатых годов в творчестве Яна Зрзавого
стали проявляться новые тенденции развития. Эта были попытки определить
свое отношение к своеобразию современного мира и, в частности, современного
крупного города. К основной концепции художественного произведения,
вырастающего из подсознания, теперь присоединилась конфронтация
с реальностью современного ему социума.
Последние произведения Яна Зрзавого (период с 1956
г.) явились результатом его вдохновения при встрече и новым открытии
искусства античности. Он опять вернулся к своим ранним темам, но
как бы переосмыслил их с позиций вечных ценностей: «В зрелые годы
человек по иному смотрит на проявления жизни, уже знает, что бесценно
и на что жалко терять свои силы. Нет уже времени на экспериментирование
и ошибки… Человек уже не хочет быть обманутым, он должен понять,
что смысл и цель жизни, наивысшая ее мудрость и правда – это Красота».
Так написал Ян Зрзавый, любуясь прекрасными формами Хрюшки-Клеопатры,
вдохновившей его на последний шедевр (remake картины 1908 г.).
|