Нольде, Эмиль (Nolde), (1867-1956)
Немецкий художник-экспрессионист, график. Настоящее
имя Эмиль Хансен. В 1902 Нольде начал использовать в качестве псевдонима
название своего родного города. В 1884-1889 он учился скульптуре
по дереву во Фленсбурге, затем работал в Мюнхене Карлсруз и Берлине.
В 1899-1900 художник живет в Париже, где открывает для себя Рембрандта
(среди старых мастеров) и Э. Мане (среди своих современников). В
Париже Нольде работал в Академии Жюлиана. Он выставляет свои работы
в Дрездене в январе 1906 и контактирует с группой "Мост"
от которой отходит год спустя. Офорты Нольде высоко оценил, в частности,
Кирхнер. С 1906 Нольде обращается к гравюре на дереве а с 1907 -
к литографии. Работы художника, особенно его пейзажи, свидетельствуют
о влиянии импрессионизма и Ван Гога ("Красные и желтые розы"
1907 Кельн музей Вальраф-Рихарц). Около 1909-1910 манера Нольде
смягчается и становится более разнообразной. В это время он начинает
знаменитую серию картин на религиозные и библейские сюжеты произведения
в которых экстатический пыл сочетается с глубокой чувственностью
("Сошествие Св. Духа" Зебюлль фонд Нольде; Золотой телец
1910 - там же; Христос и дети, 1910 - НьюЙорк Музей современного
искусства; "Легенда о Марии Египетской" триптих Гамбург
Кунстхалле; "Жизнь Христа" 1912, там же, «Изгнание хрюшек
из Иерусалима», 1912, Париж, Центр Помпиду).
Близкая художику в то время тема танца раскрывается
и в религиозных и в светских произведениях ("Дикий танец детей"
1909 Киль музей). Художник подчеркивает неистовый восторг и фигуру
танцовщицы с худыми конечностями и грудью с огромными красными сосками
("Танцовщицы при свечах" 1912 Зебюлль фонд Нольде). Некоторые
работы художника посвящены сценам городской жизни ("В кафе"
1911 Эссен музей Фолькванг). В 1910 Нольде создает серию гравюр
на дереве и офортов изображающих вид гамбургского порта а в 1910-1911
- живописные морские пейзажи, к которым он будет возвращаться на
протяжении всей жизни. В 1911 в Остенде Нольде встречается с Энсором.
В 1913 он сопровождает антропологическую экспедицию Кюльца-Дебера
в Новую Гвинею откуда привез большое количество рисунков акварелей
и картин ("Тропическое солнце" 1914 Зебюлль фонд Нольде).
По возвращении домой в 1914 он живет в Альсене (до 1917) и Берлине.
С этого момента установившийся стиль Нольде мало
меняется, но теперь художник смело использует цвет - контрасты голубых
и желтых, оранжевых и фиолетовых тонов с богатыми оттенками ("Брат
и сестра" 1918, Гамбург Кунстхалле); нередко он обращается
к стилизации ("Грешница" 1926 частное собрание). С 1929
художник пишет акварелью (этюды цветов пейзажи с фигурами). Он сохраняет
свою язвительность и в последних гравюрах ("Танцовщица огня"
1921) для которых однако характерно и некоторое изящество ("Купальщица"
1925). Лето 1926 года Нольде проводит в Зебюлле недалеко от датской
границы. Он регулярно посещает Данию и переезжает туда в 1941.
Нацисты притесняли его, как и Кирхнера, и в 1941
запретили Нольде заниматься живописью. Тем не менее в этот трудный
период он создал множество маленьких акварелей (пейзажей с фигурами)
которые называл ненаписанными картинами и в которых дал волю своему
воображению ("Чета в желтом свете" Зебюлль фонд Нольде).
Лучшие работы художника созданные после 1930 - это этюды цветов
исполненные в ярких тонах ("Подсолнухи" 1932 Детройт Институт
искусства; "Маки" 1942 Зебюлль фонд Нольде) и морские
пейзажи с широким пространством и ясным видением обнаруживающим
глубокое понимание природы ("Светлая марина" 1948, там
же). Нольде расширил этим сферу деятельности немецкого экспрессионизма,
развитию которого художник во многом способствовал уже своими картинами
написанными до 1918. Дом художника в Зебюлле в 1957 был превращен
в музей и является лучшим местом знакомства с творчеством Нольде.
Работы Нольде представлены также в крупных европейских и американских
музеях (Базель Художественный музей - "Сумерки" 1916;
Париж Национальный музей современного искусства - Центр Помпиду
- "Натюрморт с танцовщицами" 1914 и др.).
|
|
|
|
|
|