Рене Магритт (Magritte), (1898-1967)
Рене Франсуа Гислен Магритт - один из художников,
сделавших наиболее заметный вклад в сокровищницу европейского движения
сюрреализма. Через три года после того, как его мать совершила самоубийство,
утопившись в реке Самбр, Магритт решил посвятить себя искусству
и поступил в Академию Изящных Искусств. Он обучался там два года,
с 1916 по 1918 г. В это время он познакомился с Жоржетт Бергер,
на которой женился в 1922 г.
В тот же
год Магритт посетил художественную галерею, где выставлялась картина
де Кирико под названием "Песнь Любви". Картина тронула
его до слез и окончательно изменила его взгляд на искусство. В 1927
г. Магритт открывает свою первую персональную выставку. Критики
наводнили газеты отрицательными отзывами, выставка была дурно принята.
Из-за первого провала Магритт впал в депрессию и уехал в Париж,
где с 1927 года наступила полоса удач. На протяжении десяти лет
его произведения выставлялись на международных выставках сюрреалистов.
В 1930 г. картины впервые были показаны в США. Магритт добился огромной
популярности, его знаменитые "господа в котелках" известны
теперь по всему миру. Сюрреализм (в буквальном переводе с французского)
означает "сверхреальность". Движение художников-сюрреалистов
зародилось в Париже под эгидой Андре Бретона вскоре после I Мировой
войны. Основная идея сюрреализма — достижение преувеличенного ощущения
реальности с помощью искусства. Однако не все художники, примкнувшие
к этому направлению, придерживались единой точки зрения насчет того,
как должна быть воплощена идея. Стиль Магритта был крайне реалистичен,
с резкими линиями и ломаными гранями. В картинах он старается показать
два или несколько обыденных предметов, в которых нет ничего странного.
Затем он располагает эти два не взаимосвязанных предмета вместе
и выписывает их взаимосвязь, создавая тем самым нечто сюрреалистическое.
Его картины создают эффект чего-то странного и причудливого. Это
прекрасно иллюстрируется полотном "Время пронзенное" ("La
duree poignardee", 1938). Здесь Магритт сочетает обычный локомотив
и заурядный камин, но их совмещение создает загадочный образ. Таково
типичное впечатление от его картин. К типовым образам Магритта относятся
также женский торс, "маленький человек" буржуа, котелок,
замок, хрюшка, скала и окно. Определение сюрреализма по Магритту
таково: "Сюрреализм — это знание абсолютной мысли". Магритт
сумел заставить современного человека сделать остановку, ткнуть
его лицом в обыденный предмет — "это кусок сыра" ("Ceci
est un morceau de fromage", 1963), — и
погрузить в отвлеченные размышления, настолько отвлеченные, что
они заранее не могут рассчитывать на какую-либо результативность.
На выставке Магритта всегда царит состояние невесомости сна или
космического полета, и предметы, столь обманчиво осязаемые, свободно
летают по воздуху, а вместе с ними воспаряет и зритель, захваченный
высокоумным абсурдом, лишающим тяжести и мозг, и тело, и душу. "Владычество
Света" ("L'Empire des Lumieres", 1954) написана
Магриттом в 1954 году, за 13 лет до смерти. В картине использовано
типичное для него решение — сочетание двух реалистичных изображений,
создающих в комплексе единый таинственный, сюрреалистический образ.
Магритт утверждал, что образы просто приходят к нему, не объясняя,
что они так или иначе могут означать. Картины художника представлены
в бельгийских музеях: в Брюсселе (Кор. музей изящных искусств -
"Империя света" 1954) Льеже ("Двойной секрет"
1927) в Шарлеруа Генте а также в Вене (Музей искусства XX в.) Нью-Йорке
(Музей современного искусства) Хьюстоне (собрание Де Мениль) Филадельфии
("Шесть элементов" 1928) Париже ("Красная модель"
Нац. музей современного искусства Центр Помпиду) Чичестере (Суссекс
фонд Эдварда Джеймса) Венеции (фонд Пегги Гуггенхейм - "Империя
света" ок. 1953-1954), а также в частных собраниях. В Интернете
существует Музей Магритта.
|
|
|
|
|
|