Йозеф Альберс (Albers) (1888-1979)
Американский художник и
преподаватель искусств, родом из Германии.
Мастер геометрического абстракционизма в
его наиболее чистом и строгом варианте. В 1920
Альберс прибыл в школу "Баухауз" в
Веймаре когда ему исполнилось 32 года, и
среди студентов он был самым старшим.
Первое время Альберс экспериментировал с
абстрактными прозрачными изображениями на
стекле. Материал для них он выискивал в
кучах строительного мусора. В 1923 Альберс
стал ассистентом Ласло Мохой-Надя, под чьим
влиянием его картины на стекле претерпели
изменения: он стал использовать для них
только квадратные оконные стекла, на
которые с помощью пескодувки наносил
изображения геометрических фигур. В 1925
Альберс переехал в Дессау и получил
профессорскую должность. В эти годы Альберс
творил свои картины на стекле в
разработанном им "стиле термометра" и
создавал эскизы предметов мебели,
металлических сосудов, а также изделий из
стекла для повседневного пользования.
После того как в 1928 Ласло Мохой-Надь и
Вальтер Гропиус покинули "Баухаус",
Альберс принял на себя руководство
подготовительным курсом. До самого
закрытия школы нацистами, в 1933, он делал все,
что привносило в ее работу дух
экспериментирования. По инициативе Филиппа
Джонсона Альберс получил приглашение на
работу в только что открывшийся тогда
колледж "Блэк Маунтин" в Эшвилле,
Северная Каролина. За 16 лет педагогической
деятельности в "Блэк Маунтин" Альберс
воспитал множество молодых художников. Его
учениками были Виллем Де Кунинг, Роберт
Мазеруэлл и Роберт Раушенберг В качестве
основного принципа своей учебной работы
Альберс назвал "визуальную формулировку
наших реакций на жизнь".
В Эшвилле был создан "Цикл
скрипичного ключа", в котором Альберс
впервые осуществил цветовое варьирование
неизменяемой формы. В своих многочисленных
графических работах он пытался постичь
амбивалентность линейной геометрии. Как
основные элементы рисунка линии той или
иной кривизны оказались вытеснены в его
работах прямыми углами и квадратами. С 1947 в
своих "Вариациях" он проанализировал
воздействие цветовых изменений на
изобразительное представление внешних
форм. С 1950 Альберс начал работать в Школе
искусств при Йельском университете, где
возглавил факультет архитектуры и дизайна.
В Йельском университете Альберс завершил
свой главный труд - серию "Поклонения
квадрату" (начата в 1950), которая имела
много общего с работами русского
конструктивиста Казимира Малевича. "Поклонения"
представляются квинтэссенцией цветовых
экспериментов Альберса и наглядно отражают
положения его теории восприятия (например,
об иллюзионистском воздействии линий на
объем пространства), которые оказали
большое влияние на возникновение таких
направлений, как оп-арт, "кинетическое
искусство", "живопись цветового поля"
и "новая абстракция". На основе той или
иной неизменной геометрической сетки (представляющей
собой цветовые плоскости, лежащие одна в
другой) Альберс демонстрировал зависимость
цветового воздействия от таких факторов,
как положение, окружение, количество и
интенсивность освещения. В общей сложности
получалось более тысячи вариаций одной
темы. Альберс первым удостоился при жизни
ретроспективной выставки своих работ в
Музее искусств "Метрополитен". В
последние годы своей жизни он разработал
новые вариации серии "Поклонения
квадрату" на основе однородности цветов,
которые создают эффект легкой воздушной
дымки – и здесь через эту дымку начинают
проступать очертания любимого мотива его
ранней живописи – прекрасной хрюшки.
|
|
|
|
|
|