Маврина (Лебедева-Маврина) Татьяна Алексеевна (1902—96)
Творческий путь живописца, графика, иллюстратора
Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков
в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе
с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х
г.г. в выставках группы "13", где ценили больше всего
бойкий, быстрый темп, культивировавшая "быстрое письмо",
которое должно было соответствовать возросшему ритму жизни (в двадцатые
годы тогда считали свой ритм «сумасшедшим»!). Легкость и свобода,
почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и
формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в
ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным
и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля"
К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности
питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства.
Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но
так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными
воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной
стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где
собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода,
Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова
и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине
и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение.
При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного
восприятия.
Светлый мир мавринских рисунков и картин рукотворен,
он создан мастером, который знает тайну ремесла. У нее было "цветное"
восприятие жизни. Она создала свой мир – мир буйства красок, архитектурных
нагромождений "дом на дом, дом верхом". Цвета в ее рисунках
– маковый, соломенный, вишневый, брусничный, понебленный, муровленный,
червленый, багряно-красный, жаркий, огненный – те же, что и на иконах
и фресках. "В дождь тусклее, серее, в ведро звонче", –
писала сама художница. Муза Мавриной – "зримое, слышимое. Мир
ее рисунков ярок, красочен. Для нее нет прозы жизни – горки, перелески,
церквушки, сельский автобус, люди, хрюшки с их повседневными заботами..."
Маврина работала до последнего дня. Один из ее букетов написан
за две недели до смерти…
Профессиональный союз художников закончил 2001
год публикацией выпуска «Единого рейтинга современных художников
и мастеров» - для того чтобы дать ориентиры публике и специалистам
художественного рынка. Публике известны имена Церетели и Шилова,
но художественный процесс, к счастью, многообразнее. Центр выработал
систему критериев, в основе которой разделение участников художественного
процесса на две категории. В каждой из категорий семь уровней -
от мастеров мировой известности до начинающих художников. В категории
"А" - те, кто, по мнению экспертов Центра, прежде всего
решает творческие задачи, высшего уровня удостоились: Илья Кабаков,
Михаил Шварцман, Владимир Вейсберг, Владимир Яковлев и Татьяна Маврина…
|