КЛИМТ (Klimt) Густав (1862 - 1918)
Известнейший австрийский
живописец. Творчество Климта отражает две
противоположные тенденции в австрийской
живописи конца XIX в.: традиционную
историческую живопись в различных ее
формах (Раль, Канон, Макарт) и
импрессионизм близкий к французской
пленэрной живописи. Кроме того на
протяжении всего своего творческого
пути Климт постоянно обращался к
символическим картинам с множеством
персонажей; однако основное внимание он
уделял монументальным пейзажам и
портретам. Первые работы Климта исполнены
в традиционной академической манере для
которой характерна натуралистическая
трактовка деталей (эскизы плафонов и
занавеса для театров). В росписях с
изображением аллегорических фигур исполненных
Климтом в 1890-1891 на сводах большой
лестницы Музея истории искусств в Вене впервые
появляются черты близкие работам
бельгийца Ф. Кнопфа и ставшие основными в
его творчестве четкий силуэт склонность
к орнаментализму. Постепенно в его
произведениях исчезает традиционная
светотень и уступает свое место
нейтральному освещению. Климт до конца
своей жизни оставался верен этим тонким
силуэтам с легкими но вместе с тем
твердыми контурами. Подобные черты можно
видеть и в Портрете Сони Клипе (1898 Вена ). Здесь
же проявилась и другая особенность
искусства Климта - асимметрии придающая
композициям художника некоторый "японизм" в
чем отражается дух венского Сецессиона. Роль
Климта в этом движении исключительно важна:
в 1897-1905 он был первым президентом
Сецессиона, а в 1898 сотрудничал в
символистском журнале "Ver sacrum" ("Весна
священная") в котором публиковались работы
Бердсли, Бёрн-Джонса, Пюви де
Шаванна. В начале XX в. Климт получил
заказ на три композиции для плафона
Актового зала университета: Их отчаянный и
вызывающий эротизм вызвал настоящий
скандал и в конце концов художник был
вынужден их снять. Линия здесь становится
главным выразительным средством, что впрочем вообще
характерно для орнаментальных узоров
Югендстиля. В этих лишенных иллюзионизма композициях
пустое пространство ритмично чередуется
с плоскостями заполненными густой
толпой ("Бетховенский фриз"), а
человеческие силуэты едва заметны на фоне
орнаментов (дворец Стокле). Это искусство двухмерных
плоскостей стремящееся объединить
живопись и архитектуру является
главным вкладом Климта в возрождение
монументальной живописи чему в равной
мере способствовали Гоген, Мунк, Тороп и
Ходлер. Некоторые большие портреты в рост
исполнены по законам симметрии придающей
персонажам иератичность; в то же время
краски здесь нанесены легкими почти
импрессионистскими мазками ("Адель Блох-Бауэр" 1912 Вена Австрийская
гал. в Бельведере; "Баронесса Элизабет
Бахофен-Эхт" 1914 Женева частное собрание).
К стилизации добавляются мотивы заимствованные
из средневекового византийского и
восточного искусства. Натуралистически
изображенные лица и руки становятся все
более чуждыми тому обилию элементов в который
погружает их художник. Здесь
сочетаются две противоборствующие силы; с
одной стороны - это жажда абсолютной
свободы в изображении предметов что
приводит к игре орнаментальных форм (например фриз
во дворце Стокле). С другой стороны -
это сила восприятия природы, которая
позволила Климту не бояться столь пышной
орнаментики. Эти новые принципы Климт
использует и в других своих работах самая знаменитая
из которых - "Золотая хрюшка в Худжанде" (1913 Вена Австрийская
галлерея. в Бельведере)
Худжанд (до 1936 Ходжент), город на р.
Сырдарья, средневековая цитадель, мечеть-мавзолей
шейха Муслехеддина Известен с 7 в. своими
шёлковыми тканями…
|