ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) Иван (1914 - 1978)
Хорватский художник. Создав в 1930
в родном селе Хлебине школу крестьянских
живописцев, стал одним из самых известных в
мире мастеров «наивного искусства». Его
живопись (по холсту или на стекле) в целом
красочна и мажорна, полна фольклорного
оптимизма, но включает и немало скорбных
мотивов памяти о терроре времен 2-й мировой
войны. Визуальный код, изобразительность
всегда были очень важны для балканского
сознания. Эта специфика Балканского
культурного пространства известна еще с
древних времен. Не случайно регион
считается прародиной европейского письма -
здесь обнаружены неолитические
пиктограммы, возникшие, судя по
авторитетным исследованиям, независимо от
протописьма Ближнего Востока и Малой Азии.
Примитив - типологически
устойчивый вид поэтики. Возникая в рамках
различных художественных формаций и эпох,
он располагается в пограничной зоне между
высоким, профессиональным, авторским
искусством и низовым, фольклорным,
коллективным. Сама деятельность в рамках
поэтики примитива очень характерна для
балканского менталитета с его обостренным
восприятием границ, переживанием
граничности.
В судьбах искусства ХХ века
примитив сыграл особо значимую роль,
выступая как зримое воплощение принципа
"нулевой степени письма". Отрицавший
школьную традицию, он стал закваской
авангардной поэтики. Югославянский
примитив возник в 30-е годы именно на волне
местной разновидности авангарда - как
следствие "хождения в народ" группы
радикально настроенной художественной
интеллигенции, ищущей подпитки своим левым
экспрессионистским и сюрреалистически
ориентированным исканиям. Искусство
югославянских "наивных" художников
стало популярным во всем мире после войны, а
в 50-е годы пережило свой "бум". Но к
концу века хорватские и сербские художники-"самоучки"
в значительной мере утратили свою "наивность":
она стала компонентом ролевого поведения
профессиональных мастеров, эта квази-наивная
продукция, эксплуатирующая зрительные и
поведенческие стереотипы среднего класса,
соханяет инварианты "балканизмов".
Югославянский примитив очень
прочно укоренен в балканской почве, потому
что функционально и по своей технике (главным
образом, гуашь по стеклу, хотя есть и масло -
как на холсте, так и по дереву, но все же
стекло - главное, во многом обусловила
своеобразие хорватского примитива) он
восходит к народным иконам на стекле,
распространенным в альпийских областях
Европы, а также по всему балканскому ареалу,
особенно на территории нынешних Словении,
Хорватии и Румынии.
Культурные стереотипы в наивном
искусстве югославянских художников
проявляются прежде всего в мотивике.
Доминируют жанровые сцены крестьянского
быта (мини-рассказы). Общий рефрен
произведений - утопическая интонация
потерянного рая, идиллического счастья
крестьянина-труженика на лоне природы, в
близости к матери-земле. Наиболее
распространенные темы -
сельскохозяйственный и жизненный цикл (обработка
земли, сбор урожая, времена года и природные
стихии, календарные обряды, свадьбы,
крестины, похороны), а также атрибуты "сельскости"
(петух, подсолнух - солярные символы; корова
или бык, конь – плодородие, хрюшка -
мудрость ).
Сюжеты картин анекдотичны,
обращены к стереотипным поведенческим
сценариям Так, женщина показана в
хозяйственных заботах по дому, мужчина в
строительной деятельности, которая
отражает космогонический характер его
предназначения. Цыган - непременно в пути.
Вообще для Homo balcanicus очень важна тема пути (по-особому
понятого: преодолевать путь, оставаясь на
том же месте). Картина может стать
сакральным актом: изображение оказывается
заговором на благополучие. Это
обнаруживается в рассказах художников о
картинах. И. Генералич, о "Хрюшке-единороге":
«Я увидел ее зимой – и после этого все в
моей жизни изменилось. Тысячи хрюшек
появлялись теперь то тут, то там – мешая
работать по хозяйству и требуя: Рисуй нас,
рисуй, рисуй!»
|