Ганс (Bellmer) Белмер (1902-1975)
"Одетый, как я помню, в такой светлый
костюм, так, что в тени, которая на него падала, он казался
одетым в белое, этот человек имел тонкую и благородную голову
с чертами, немного азиатскими, что бывает как у поляков, так
и у жителей Прусси», пишет Поль Элюар про свою первую встречу
с Hans Bellmer в октябре 1938. Портрет, напечатанный в «Круге
Искусств Реймса» в 1971 работы самого Bellmer датированный 1955,
имеет то же благородное дворянство, ту же тонкость и это странное
присутствие неевропейских черт, которые Элюар расценил как «азиатское».
Голова, запутанная в нечто вроде ткани паука, слегка наклонена
в сторону и размещена слева, почти в центре листа, взгляд пристально
устремлен на возможного зрителя»
Родился Ганс Беллмер в 1902 году в Катовице,
Силезии. В семье инженера. Строгий отец стал ранним сторонником
нацизма. Когда Ганс раскопал в своей родне еврейские корни,
папаша потратил месяцы на нервное исследование генеалогического
дерева, пока не убедился, что сын пошутил. Юный Ганс Беллмер
интересовался науками, философией в той же мере, как и живописью.
В 1920 году, чтобы отбить у сына никчёмную мечтательность, отец
отправил его работать на угольную шахту, а потом на сталеплавильный
завод. В 1923 Ганс Беллмер уехал в Берлин учиться на инженера.
В 1938 он навсегда покинул Германию, спасаясь от нацистов, которые
конфисковали его картины и книги, причислив его работы к "дегенератским".
Беллмер поселился во Франции, где и жил до конца своих дней
в 1975-ом. Можно не касаться его жён, любовниц, детей, самоубийства
возлюбленной последних лет жизни. Вся его жизнь, реальная и
фантастическая - без всяких прикрытий шла в его творчество.
На вопрос о том, как он относится к тому, что
о нём отзываются только как об эротическом художнике, Беллмер
ответил: "Все мои работы - эротические и всегда ими были.
Идея эротизма является основой жизни и потому естественно, что
художники, подобные мне, должны посвящать своё творчество изучению
этой идеи."
Ганс Беллмер был не только художником, но и
фотографом, и скульптором. Он получил известность среди сюрреалистов,
сделав разборную куклу женщины. Он начал работу над первой Куклой
в 1933 и так увлёкся ею, пигмалионя, что бросил работу чертёжника.
Этих Кукол в течение жизни он сделал несколько. Потом Беллмер
объяснял, что "хотел сделать игрушку для взрослых, которая
смогла бы освободить их от комплексов". Метод избавления
от комплексов был избран такой - куклу можно расчленять на самые
желанные части, составлять их как вздумается и глазеть только
на них. Таким образом, уничтожалась необходимость художественно
общаться со всей женщиной, в которой имеется слишком много частей,
мужчине совершенно не нужных.
"Желание предшествует бытию" - писал
Беллмер . Следуя этому закону, желание женских частей дало жизнь
Куклам, которые состояли только из объектов желания в количестве,
превышающем наличие их у одной женщины. Многие куклы были без
головы, желание к которой часто не возникает, а следовательно,
не находится основания для существования головы в кукле. Таким
образом, Беллмер сконцентрировал главные части тела женщины
и наделил их самостоятельной жизнью.
Одна из известнейших картин Беллмера – «Хрюшка
из тысячи сердец» (La cochon de mille coeurs), эскиз к которой
приведен на иллюстрации. Очертания хрюшачей фигуры вырастают
из беспорядочной массы форм органической природы, среди которых
преобладают изображения сердца. Вся эта сложная пирамида находится
под угрозой падения и только странная конструкция, похожая на
строительные леса закрепляет фигуру на почти черном фоне. В
качестве своего источника картина Белмера, очевидно, восходит
к загадочным произведениям итальянского художника 16-го века
Арчимбольдо, который составлял человеческие фигуры из разнообразных
предметов.
|