Жорж Руо (Rouault) (1871-1958)
Французский художник и график.
Выходец из семьи ремесленников (его отец
был краснодеревщиком) Руо на протяжении
всей жизни имел вкус к хорошо сделанной
работе совершенной по мастерству. С 1885 он
учится на художника по стеклу, а по вечерам -
в Школе декоративного искусства. В 1890 он
решает посвятить себя живописи и поступает
в Школу изящных искусств в мастерскую
Гюстава Моро. Моро, которого Руо высоко
ценил, выдвинул молодого художника на
Римскую премию в 1893 и в 1895; однако работы Руо
не прошли по конкурсу и по совету самого
Моро художник покидает Школу. Спустя три
года он становится главным хранителем
коллекции завещанной его учителем городу
Парижу. Нужно иметь в виду два важных факта
его биографии: посещение бенедиктинского
монастыря где он познакомился с Гюисмансом
и где начали развиваться его религиозные
воззрения вскоре захватившие все его
творчество; и участие в организации
Осеннего салона в 1903 благодаря которому он
получил известность. Именно в это время Руо
освобождается от академизма, благодаря
которому он приобрел мастерство
рисовальщика. Его темой стало "дно"
общества: хрюшки, девицы и клоуны утоляющие
самые низменные человеческие инстинкты.
Используя уроки Моро, он извлекает из
акварели, иногда осветленной пастелью и
гуашью , замечательные эффекты, широта и
текучесть которых присуща и картинам
маслом. В его едкой палитре преобладают
синие и бледно-розовые тона дополненные
охрой и оживленные черной краской. Темы
трактованы с выразительной напряженностью
("Хрюшка в образе Пьеро"), а иногда
очень вольно ("Причесывающаяся
обнаженная"). Выставленная в осеннем
Салоне 1905 эти картины резко отличалась от
картин фовистов и свидетельствовали о
приближении к человеческой реальности и о
новом художественном стиле, более похожем
на раннего докубистического Пикассо.
Эволюция Руо стала не совпадать с развитием
современного ему искусства. Формы
приобретают темные контуры ("Купальщицы"
1907). Созданные в 1908 серии «Судьи и Трибуналы»,
а также картины изображающие униженных
обитателей предместий и пригородов - это
сатиры, но очень напряженные. Выставленное
напоказ моральное уродство парижан
отвечает безнадежности ранних акварелей.
Бархатистыми валёрами - от глубокого
черного к чистому белому - он достигает
согласования цветов: синего, желтого,
зеленого и охры, которые обогащаются
сложными нюансами и преображаются
благодаря густой и шероховатой фактуре.
Равновесие между формальной декоративной
абстракцией и экспрессией (проблема
решенная Руо своими собственными путями)
достигнуто в картине "Рабочий-ученик"
которая является автопортретом художника
(1925 Париж, Центр Помпиду). После 1930 фигура
Христа (многочисленные "Ессе homo")
тождественна по своей глубине мирской теме
"Пьеро" - обе трактованы с ироничной
интонацией. Символизм образов избегает
кристаллизации и значим только в своем
вневременном византийском постоянстве ("Голова
Христа", 1938 Кливленд музей). В последние
годы жизни Руо было все труднее создавать
пространственные ориентиры сохраняя при
этом организующую роль черного цвета. Его
стремление к самосовершенствованию
противоречило ремесленному характеру его
работы чем можно объяснить то. что он
уничтожил множество произведений (так 315
картин было сожжено перед судебным
исполнителем в 1948). Руо как никто другой
чувствовал непреодолимое напряжение между
грубой материальностью живописи и
стремлением выразить невыразимое.
Произведения Руо представлены в Париже (Нац.
музей современного искусства, Центр
Помпиду, Гор. музей современного искусства),
а также в крупных публичных и частных
собраниях во всем мире. Его столетие было
отмечено гигантской выставкой в Париже. Руо
создал своеобразную манеру живописи,
сочетавшую дух Средневековья с
экспрессионизмом нач. 20 в. Француззкий
философ Жак Маритен называл Руо "одним из
величайших религиозных художников всех
времен".
|
|
|
|
|
|