Алексей Явленский (von Javlesky) (1864-1941)
Художник А. Г. Явленский, потомок
графов Ростопчиных, друг В. В. Кандинского,
уехал из России окончательно в 1914 г., в связи
с началом Первой мировой войны, и вся
последующая его творческая жизнь прошла в
Германии; поэтому фон Явленский вошел в
историю искусства двух стран.
Течения XX в. - фовизм,
экспрессионизм, конструктивизм и
абстрактное искусство - коснулись его, но по
сути Явленский был одиноким художником,
идущим своим путем, постоянно ищущим. Жанр,
в котором он работал больше всего и который,
по-видимому, отвечал его творческим
метаниям и глубоким размышлениям, - портрет.
Прекрасные лики, то яркие, "иконописные",
то проступающие из тьмы фона, живут в
полотнах Явленского. Хотя он писал и
пейзажи, и натюрморты. Ко времени его
знакомства с А. Матиссом в 1905 г. в художнике
произошла серьезная переориентация от
немцев Ф. Ленбаха и Ф. Штука к В. Ван Гогу, П.
Сезанну, П. Гогену. Главное, что интересует
Явленского в этот период, - "жизнь цвета",
ибо в искусстве эмоциональном он видит
искусство будущего. Вскоре состоялась
очень важная встреча с художником Э.
Веркаде, бывшим другом П. Гогена, ставшим
впоследствии монахом монастыря в Бейроне.
Многочисленные беседы о сопричастности
искусства божественному плану, об
утверждении светоносного новейшими
средствами живописи в новом веке сыграли
важнейшую роль во внутренних исканиях
Явленского. Отражением этих исканий
являются его работы 1911 г., полыхающие
открытыми красками в чрезвычайно резких
сочетаниях. Это был момент в жизни
Явленского, когда все противоречия
обострились, полотна фиксировали
грандиозную внутреннюю битву, в которой
рождалось его новое духовное "я".
Вместе с Кандинским он был организатором
мюнхенского Нового художественного
общества, а в 1912-13 гг. вошел в группу "Синий
всадник". С 1914 г. по 1921 г. живет в Сан-Пре (Швейцария).
Здесь появляются его знаменитые "вариации":
пейзажи, натюрморты, "головы". Он идет к
созданию обобщающих образов, и портреты
постепенно теряют необходимость сходства,
превращаясь в «головы» ("Галки", "Лола",
"Испанки", «Фиолетовый тюрбан», «Африканская
Хрюшка» и др.). Постепенно гаснет яркость
красок, к 1918-19 гг. в работах нарастает
линейность, ощутимы отзвуки кубизма.
В 1921 г. художник окончательно
поселился в Висбадене. Вместе с Кандинским,
П. Клее и Л. Фейнингером Явленский создает в
1924 г. объединение "Синяя четверка",
просуществовавшее совсем недолго. Синий
цвет для членов объединения символизировал
духовное прозрение, область высокой
человеческой мечты и свободы. В этот период
Явленский "конструирует" головы,
высветляет колорит, стремится к уменьшению
количества выразительных средств, но
углублению их возможностей.
Последнее десятилетие жизни
художника - важнейшее в его творческом и
духовном пути - отмечено драматическими
событиями. Болезнь глаз, приход к власти
фашистов и последовавшая затем конфискация
его работ с запрещением участвовать в
выставках не могли сломить волю художника,
его тягу к творчеству. Только теперь работы
его темны по колориту, краски сильно
разбавлены маслом, плоскости ими покрыты
как бы небрежно. Но названия композиций
говорят сами за себя: "Карма", "Великая
тайна", "Аврора", "Сакральный час",
"Пророк с Тибета" (все 1930-х). Известно,
что он работал в экстазе, со слезами на
глазах, творил, обратясь внутренним взором
к Богу, не рассчитывая выставлять свои
работы. Немецкие друзья художника называли
его "Иваном Карамазовым". С 1937-го из-за
артрита художник не мог держать кисть в
руках. Однако в 1934-1935 годах, превозмогая
боль, он написал последнюю и огромную по
масштабу серию "Медитация" (1600
произведений) - сочетание плоскостей,
написанных вертикальными или
горизонтальными мазками. Здесь в лицо
превращается оконная рама. Именно ее видел
прикованный к постели Явленский до самой
своей смерти в 1941 году.
|
|
|
|
|
|