Клод Моне (Claude Monet) (1840–1926)
«Моне – Это просто глаз, но, Боже,
что за глаз!» Именно так охарактеризовал
великого художника, своего друга и
соратника, французский импрессионист Поль
Сезанн. В годы жизни Клода Моне (1840–1926) в
искусстве и в науке произошло формирование
нового представления о цвете. В искусстве –
это период между романтической
изобразительной традицией и абстрактным
экспрессионизмом. В науке именно в это
время были открыты физические законы,
касающиеся света и цвета, и выяснены
особенности восприятия цвета человеческим
глазом и мозгом.
В 1874 году тогда еще малоизвестный
художник Оскар Клод Моне представил на
выставку общества анонимных художников
картину, первоначальное название которой –
"Порт Навре", но у нее есть
подзаголовок "Впечатление: Восход".
Именно этот подзаголовок картины,
вызвавшей бурю неодобрительных отзывов в
прессе, дал название новому направлению в
живописи – импрессионизму ("импресьон"
– по-французски "впечатление"). Теперь,
когда все битвы за новое искусство отшумели,
любой ценитель скажет, что картина
очаровывает зрителя светом, атмосферой и
красками. Моне подчеркивал: "Я пытался
сделать невозможное – нарисовать сам свет".
Известно, что зрение Клода Моне
ухудшалось на протяжении всей его жизни.
Изменения зрения у Моне многие специалисты
связывают с переменами в его манере
изображения, хотя цель художника всегда
заключалась в передаче неуловимых
модуляций света без каких-либо
интерпретаций. Однако процесс изменения
зрения и манеры письма великого художника
позволяет многое узнать о старении органов
зрения.
На первый взгляд, ухудшение
зрения – атрибут старости, но это
впечатление обманчиво: органы зрения
постоянно меняются на протяжении всей
жизни человека. Один из факторов изменения
зрения, связанного с возрастом, – это
воздействие солнечного света на глаз. Моне
был первым, кто предпочитал рисовать свои
картины только на открытом воздухе в любую
погоду и во все времена года. Видимо,
поэтому уже в 1867 году, в 27 лет, у Моне были
проблемы со зрением. Крайняя точка этого
процесса – помутнение хрусталика, его еще
называют радиоактивной катарактой. Именно
это заболевание и развилось у Клода Моне.
Позднее физиологи получили
экспериментальные и эпидемиологические
данные, указывающие на то, что старение и
помутнение хрусталика частично
обусловлено поглощением глазами
ультрафиолетового излучения. В то время
Максвелл и Гельмгольц развивали теории о
физиологической основе сочетаний цветов, а
Моне, Мане и Ренуар экспериментировали с
аддитивными и субтрактивными сочетаниями
цветов на холстах. Именно здесь были
заложены многие основы стиля Моне, включая
живопись "на пленэре" и изображение
сложной игры теней и света. Позже в 1921 году
художник-неоимпрессионист Поль Синьяк
написал исторический доклад "Эжен
Делакруа и неоимпрессионизм". В этой
работе он описал четыре аспекта
технических приемов импрессионизма,
подведя теоретическую базу под поиски
нового искусства.
Первый аспект – палитра должна
была состоять из однородных цветов, чистых
красок. Импрессионисты старались
использовать самые насыщенные красящие
вещества. Второй аспект – особенность
смешивания красок на палитре и получение
оптических сочетаний, которые относились к
использованию аддитивного и
субтрактивного сочетания цветов. Следующий
принцип: импрессионизм – это "метод
вдохновения и интуиции", основанный на
нежелании импрессионистов следовать
строгим методам и канонам академического
искусства. И, наконец, Синьяк придает особое
значение манере импрессионистов класть
мазки в виде запятой.
Эти мазки можно увидеть на многих
картинах Моне, но он пользовался самыми
разнообразными способами наложения мазка и
специально подбирал их так, чтобы они
наилучшим образом соответствовали
текстуре полотна. Он использовал пестрые
разнообразные краски, чтобы передать на
холсте рябь на воде, изобразить клубы дыма,
утренний туман или пар из пятачков мирно
пасущихся хрюшек. На некоторых своих
картинах Моне передал тени, отраженные в
воде, главным образом, с помощью
вертикальных линий, в то время как
плавающие листья кувшинок, наоборот,
переданы толстыми горизонтальными мазками.
Эти рисунки можно считать первым шагом к
абстракционизму.
|