Кес Ван Донген (Van Dongen) (1877 - 1968)
Французский художник голландского происхождения. Сначала
Ван Донген работал в солодовне своего отца и учился в роттердамской
Академии (1895). Он делал рисунки для газет "Groene" и
Rotterdamsche Nieuwsbiad (1896); эти сцены в порту и
проститутки вызвали настоящий скандал. В живописи он обращается
к аналогичным сюжетам, но формы упрощаются. 4 июля 1897 Ван
Донген приезжает в Париж и устраивается на Монмартре, где в 1906-1907
посещает "Бато-Лавуар", выставляется в гал. Судье
(близ цирка Медрано) и в гал. "Ле Барк де Бутвиль"
(1898) на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями
набидов - искусством группы "Наби". Затем следуют акварели
для многочисленных газет: "Assiette au beuire" (Анкета
проституток, 1901), Frou-Frou Indiscret
Le Rabelais и встреча с Фенеоном, который в 1903 приглашает
его войти в редакцию "La Revue Blanche". В следующем году
Фенеон склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. В
творчестве Ван Донгена наступает краткий период дивизионизма. При
этом, еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких
представителей которого он станет, в его творчестве
проявились черты сохранившиеся на протяжении нескольких последующих
лет: дерзкая, но согласованная гармония красок, живые
мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность,
подчас вульгарная ("Уличный гимнаст", 1907-1908,
Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду;
серия ню: «Торс» 1905, частное собрание). Одним
из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где
он часто бывал ("Хру-Хру", 1906 частное
собрание). В 1908 Ван Донген выставляется в Дюссельдорфе,
а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку
группы "Мост". В своей манере, он. Фактически, более близок
немецким экспрессионистам, нежели французским фовистам
("В Булонском лесу", 1907-1908 Гавр. музей). Он
приобретает известность и заключает контракт с гал. Бернхейм
-Жен (1909-1915). 1910-1911 году художник отправляется в путешествие
в Испанию и Марокко, откуда привозит прекрасные полотна
полные свежих чувств ("Женщины на балюстраде"
ок. 1911 Сен-Тропез музей), легкие и остроумные ("Феллахи",
Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). В 1911
появляются декоративные композиции с большими красочными
плоскостями ("Красное и желтое", «Красное
и синее», частное собрание); Начавшаяся в 1913 связь
Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео
Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника
в сторону более светской стилистики, которая принесла ему
известность в послевоенные годы - своеобразный компромисс между
официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют
ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь
его женские модели ("Цветущий водоем" 1917,
Париж Гор. музей современного искусства). Цвет, хотя
и сохраняет дерзновенность, теряет былую утонченность. Ван Донген
становится известным художником высшего света в Париже и Довиле.
Серия картин, жестких по своей правдивости, стала, как бы,
портретом общества между двумя войнами ("Бони де Кастеллане",
1922, частное собрание; «Сестры Долли», 1925, Париж,
частное собрание). Портреты работы Ван Донгена появились достаточно
поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его
условный и чувствительный взгляд на модель ("Утрилло"
1948, частное собрание; "Бриджит Бардо" 1954,
частное собрание). В пейзажах написанных в те годы
художник возрождает счастье и выразительность своих ранних
работ ("Маленькая хрюшка на пляже", ок. 1930, СенТропез,
музей). Его произведения, лучшие из которых созданы до 1920,
верны экпрессионистской трактовке фовизма, как по духу,
так и по приемам, верность которым он сохранил, несмотря на все
соблазны современного искусства. В 1929 Ван Донген принял французское
гражданство и переехал в Монако на виллу названную им
Бато-Лавуар. Он написал несколько книг: "Голландия
женщины и искусство", Париж, 1927; "Жизнь
Рембрандта" Париж, 1927, «Живопись, практические
советы» Париж 1937, а также исполнил литографии к сочинениям
Монтерлана (1946), Вольтера (1948) и Анатоля Франса
(1951), портрет которого он написал еще в 1917. Творчество Ван Донгена
хорошо представлено в Париже (Нац. Музей, современного искусства,
Центр Помпиду), Сент-Тропезе, Ницце, Гренобле, Монпелье,
Женеве, Нью-Йорке (Музей Метрополитен) и в голландских музеях.
|
|
|
|
|
|