Хрюшки-пионеры в сосновом лесу. 1994 г.
В. Комар (1943) & А. Меламид (1945)/И.И. Шишкин (1832-1898)
Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал
русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу,
русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он
единственный.(В. В. Стасов)
"Знаешь, а есть художник, которого зовут
"комар в мармеладе" (из разговоров в очереди)
Виталий Комар и Александр Меламид окончили Строгановское художественное
училище. Стали известны в 70-х гг. как соавторы-основатели соц-арта
(советского поп-искусства). В 1974 их «Двойной автопортрет» был
уничтожен на "Бульдозерной выставке". В 1978 они эмигрировали
через Израиль в Америку. Ныне, одни из самых известных русских художников
на Западе. Последние 15 лет публикации об их искусстве появляются
в ведущих газетах и журналах мира в среднем более двух раз в месяц.
Их работы приобретены музеями: Модерн Арт, Соломон Гугенхейм, Метрополитен
(Нью-Йорк). музей Виктории и Альберта (Лондон), Штедлих (Амстердам),
Музеон Израэль (Иерусалим), Национальная галерея (Канбера, Австралия),
Модерн-Арт (Сан-Франциско) и др., а также такими ведущими коллекционерами,
как Петер Людвиг (Германия), Сильвестр Сталлоне (США) и т.д.
Персональные выставки Комара и Меламида проходили в Бруклинском
музее, Аттениум в Хартфорде, Модерн Арт в Оксфорде, Музее Декоративных
искусств в Лувре и т.д. Всего у них было 60 персональных и примерно
70 групповых выставок. Художники работают в разных жанрах и техниках:
от классической живописи и скульптуры до концептуальных фотографий
и инсталляций.
Сам это блестящий тандем «Комар & Меламид» и искусство соц-арта
возникли на почве веселого бытового пьянства в заснеженном пионерском
лагере, где в 1972 году художники зарабатывали на жизнь, рисуя портреты
всяких пионеров-героев. Как позже уверял Александр Меламид, соц-арт
"никогда не придумал бы один художник. Только два выпивающих
друга могли - в процессе многодневных разговоров во время оформления
пионерского лагеря - решиться на это..."
Первые работы в новом стиле, похожие на советский агитпроп, представляли
собой странное для круга художников-диссидентов (в который входили
и Комар с Меламидом) "слипание" с идеологией и эстетикой
власти. Комар & Меламид вторгались в сферы самого махрового
официоза, при этом как будто даже без соблюдения надлежащей дистанции.
В картине "Не болтай" художники старательно подражали
образцам советского агитационно-массового искусства; членов своих
семей они изобразили в виде плакатных героев; себя - в виде Ленина
и Сталина с классического медальона; а кондовые лозунги вроде "Наша
цель - коммунизм!" подписали собственными именами.
Американские журналисты радостно приняли соц-арт - как русский
аналог поп-арта и, одновременно, как сатиру на советское искусство.
Впоследствии Комара & Меламида неоднократно представляли этакими
Кукрыниксами, превратившимися в диссидентов и учеников Уорхола.
Но у них никогда не было никаких святынь и не подвергаемых сомнения
канонов. Дух противоречия, неприятия всякой косности и ложной многозначительности
двигал их творчеством.
На неожиданный расцвет в Америке начала 80-х экспрессионистской
живописи, возвращающей искусство к временам классического модернизма
и воскрешающей романтические категории "Бытия, Жизни и Смерти",
постмодернисты К & М ответили иронической апологией живописи
соцреалистической (то есть, чего-то еще более кондового), исполнив
серию картин "Ностальгический соцреализм". Это, пожалуй,
самый известный их проект - более двадцати работ, в которых законы
тоталитарного искусства доведены до абсурда. Бытовые сцены ("Большевики
возвращаются домой после демонстрации" или "Девочка перед
зеркалом"), "мифологические" сюжеты (портретирующая
отца народов муза на картине "Рождение социалистического реализма")
или портреты Сталина (лицо вождя, выглядывающее из правительственного
ЗИЛа на картине "В детстве я однажды видел Сталина") написаны
вполне канонично, в благородных темных тонах. Однако классическая
гармония нарушается деталями: демонстранты встречают небольшого
зеленого динозаврика, девочка-пионерка сидит с задранной юбкой,
а муза нежно поддерживает Иосифа Виссарионовича за подбородок.
В ответ на успех у отечественного зрителя, Комар & Меламид
решили продолжить эксперименты по приближению к широким массам.
Они начали акцию "Выбор народа" - международный «культурный
проект» надругательства над святынями (в данном случае демократическими
ценностями). Одновременно, это была ироничная реплика в адрес современных
художников, демократичных на словах, но чрезвычайно надменных на
деле. Раз "искусство принадлежит народу!", то "демократы"
Комар & Меламид, организовав строгие социологические опросы,
нарисовали "любимую" и "нелюбимую" картины американского
(русского, китайского, украинского, африканского - далее везде)
народа. Получившиеся идиотические шедевры (в русском варианте Христос,
сидящий на камушке, соседствует с бурым мишкой и копающими землю
пионерами, за что картина и получила прозвище "Явление Христа
медведю") надолго отвращают от демократической риторики в искусстве.
Одной из вариаций на тему картин, любимых русским народом были и
«Хрюшки-пионеры в сосновом лесу» (1976, Санкт-Петербург, частное
собрание). Именно по ее поводу руководитель отдела новейших течений
в Русском музее Александр Боровский сказал: «Художник должен быть
свободен и чувствовать актуальное. Завтра самым продвинутым может
оказаться "Утро в сосновом лесу"»
|
|
|
|
|
|