Лебедев Владимир Васильевич (1891 – 1967)
Живописец, график, плакатист. Жил в Петербурге - Петрограде - Ленинграде,
в 1942-50 в Москве. В 1909 обучался в студии А. Титова, в 1910-11
в мастерской Ф. Рубо при Академии художеств , в 1912-14 в школе
М. Бернштейна, в 1912-16 в Высшем художественном институте при АХ.
В 1913-17 иллюстрировал популярные издания. В 1918-21 преподавал
в Свободных художественных мастерских (Свомасе). В 1917-23 работал
как живописец, был близок "левым" течениям в искусстве.
В 1920-21 делал плакаты для "Окон РОСТА". В 1920-е создал
серии гротескных рисунков, в дальнейшем писал лирические женские
портреты и обнаженную натуру. В 1924-33 работал художественным редактором
Детского отдела Госиздата, один из создателей стиля ленинградской
детской книги. В 1942-45 делал плакаты (Окна ТАСС). Участвовал в
Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922, в выставках
советского искусства за рубежом, в том числе в Берлине в 1928 и
1930. Хотя Лебедев, с 20-х годов зарабатывал на хлеб насущный иллюстрированием
детских книжек - азбук, сборников стихов Маршака, Киплинга - и на
этом невинном поприще советская критика ставила художника в угол,
навешивая на него ярлык "формализма". Действительно, миленькие
и симпатичные басенные мышата, хрюшата, слонята, медвежата и крокодильчики,
нарисованы мозолистой "формалистической" рукой. Дали бы
волю, Владимир Лебедев сваял бы такого авангардистского крокодила,
что мало не показалось бы. В статье, которая как бы подводила итоги
дискуссии о путях развития книжной иллюстрации для детей в СССР
сообщалось: "Иногда преподносят всякую мазню ребятам и думают,
что все это сойдет. Некоторые художники-"леваки" даже
считают такую мазню шагом вперед, вместо того, чтобы давать детям
реальные рисунки и картинки, чтобы у ребенка с раннего возраста
развивать художественное чутье и вкус". Теория "правильного
рисунка" окончательно восторжествовала на советском пространстве.
Тогда, в 1936, к "формалистам" и растлителям советских
детей были причислены многие художники-иллюстраторы, но основной
удар все-таки пришелся по "ленинградской группе" и ее
признанному лидеру - Владимиру Лебедеву. С середины 20-х Лебедев
был главным художником ленинградского "Детгиза" и как
магнит притягивал к себе коллег, предлагая им попробовать себя в
книжной графике для детей. Один из учеников и единомышленников
Лебедева Валентин Курдов вспоминал: "Владимир Васильевич нас
отослал к Малевичу. Он говорил: идите к Малевичу, он, пожалуй, единственный
человек, который знает кубизм. Но имейте в виду, что он может так
на вас воздействовать, что вы пропадете как художники. Но если это
с вами случится, туда вам и дорога: Лебедев из каждого художника
хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит. И
Пахомова, и Чарушина, и Васнецова и меня - всех он сделал".
Тяжелее всего идеологический каток проехал по самому Лебедеву. Лишенный
возможности работать в своем излюбленном стиле - с использованием
элементов конструктивизма и супрематизма - он надолго замолчал,
лишь изредка иллюстрируя второстепенные и неинтересные книжки, "опонячивая"
рисунок. Эти книжки оставляют грустное чувство: гениальный фантазер
пытается влезть в галоши сталинского реализма. До самой смерти в
1967 году Лебедев не оправился от удара и, по свидетельству близких,
не верил, что что-то изменится. Сегодня русская детская книжная
графика 20-х годов стала мировым художественным и рыночным брэндом
наряду с агитационным фарфором или конструктивистской архитектурой.
Первоиздания ленинградского "Детгиза" выставляются на
аукционах "Sotbey" и "Cristy", а это знак высшего
художественного качества и всемирного признания. Московский профессор
Марк Рац, всю жизнь собиравший детскую книгу 20-х - 30-х годов,
издал в начале 90-х (на Соросовские деньги) каталог своей коллекции,
а потом продал ее за умопомрачительную сумму в Америку. Еще одно
доказательство всемирной славы: Лебедева и художников его круга
стали подделывать.
«Ленинградская школа» - понятие в первую очередь топографическое.
Но кроме родного города, они любили жанр ню и портрет. Лучшая картина
Владимира Лебедева 1935 года «Хрюшка-спортсменка с букетиком». Грустная
хрюшка, только что сдавшая нормы ГТО, с пышными, почти рубенсовскими
формами, задумчиво стоит с букетиком полевых цветов, видимо подаренным
ее другом. Почему это хрюшка, а не, скажем, ленинградская спортсменка,
школьница или студентка не совсем ясно, но разве в этом дело – ведь
главное в картине «не что, а как»!.
|
|
|
|
|
|