Александр Арефьев (1931-1978)
Арефьев Александр Дмитриевич родился в Москве в
1931 г. В 1942 году он поступил в среднюю художественную школу,
в 1949 из 9 класса был исключен "за формализм". В 1950
поступил в Медицинский институт, в котором проучился три года. Он
относился к поколению, потрясенному войной, которое долго испытывало
фантомные боли души. Его взгляд болезненно реагировал на страдания,
может быть, поэтому мир его образов - это преимущественно жутковатый
мир питерских коммуналок и двориков; его произведения отличает нескрываемый
драматизм, в каждой его работе эмоциональный накал, кажется, достигает
предела.
Легенда ленинградского андеграунда, культовая фигура
среди нонконформистов, Арефьев до сих пор остается одним из самых
загадочных персонажей в истории русского искусства XX века. Прирожденный
лидер, уже в стенах знаменитой ЛСХШ (Ленинградской Средней художественной
школы) он стал главой содружества, именовавшегося «Орденом непродающихся
живописцев». То была первая в Ленинграде группа художников (совсем
юных, но уже художников), противопоставивших себя советской системе.
Впоследствии одноклассников Арефьева Владимира Шагина, Валентина
Громова, Рихарда Васми и Шолома Шварца искусствоведы назовут «художниками
арефьевского круга». (Представленная картина, возможно, принадлежит
кисти одого из них). Крайне импульсивный и безудержный во всех своих
проявлениях, Арефьев постоянно отравлял своим существованием трудовые
будни милиции и КГБ.
В 1948 году Арефьева только что исключили из ЛСХШ.
Ему 17, и он хочет писать картины на сюжеты из современной жизни.
Юношу притягивает быт послевоенного Ленинграда — уличные драки,
парочки на скамейках, голодные хрюшки на помойках, танцульки. Женские
классы бань заменяют ему и его товарищам школьные постановки обнаженной
модели. «Подсматривания эти были сопряжены с риском. И даже для
жизни. Однажды штабель дров высотой в два этажа, с которого был
виден женский класс бани, распался по бревнышку под таким охотником
объектов. Еле из-под них выбрался».
Он дважды отсидел срок в лагере, в 1977 году эмигрировал
и умер в Париже, успев прожить год в городе, о котором грезили все
ленинградские живописцы. На Западе востребован не был - уже наступило
время иного, «постмодернисткого» искусства, а здесь, в Петербурге,
его открытия оставались актуальны до начала 1990—х годов. Cегодня
трудно говорить об Арефьеве-художнике: большая часть его работ утеряна
или вывезена за рубеж. Слава живописца неадекватна его наследию.
Два десятка не лучших картин и несколько сот рисунков, оставшиеся
в России, у внимательного зрителя порождают вопрос: «А был ли мальчик?»
Работы находятся в ГРМ и Музее нонконформистского
искусства, С.-Петербург; Zimmerly Art Museum, Нью-Брансвик, США;
в частных коллекциях Петербурга, Москвы, Европы. Александр Дмитриевич
Арефьев умер в 1978 году в Париже.
|