Макс Эрнст (Max Ernst) (1891–1976)
«Макс
Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической
мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий
на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины
освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием». (Андре Бретон)
Немецкий, французский и американский живописец
и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов.
Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908–1914
параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию,
психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в
Кёльне участвовал в создании группы дадаистов – приверженцев движения,
возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей
и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные
общественные, моральные и художественные ценности.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи.
Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные
проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый
из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался
в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ,
например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий
из 149 композиций. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала
Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и
окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм
– направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного
посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Фрейдистские
взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что
превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали о том,
из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так,
Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы
прихотливой, иррациональной формы. В поисках техники, которая была
бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж –
перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности.
Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем
или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее
какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник
использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской
на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую
и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти
мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой,
напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву
или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами,
напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.
В
1941 Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а
затем в Аризоне. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны,
некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их «картинами-микробами».
В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 Музей современного
искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие
же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства
(1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма
(1975). Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976. Привычка
к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами
живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его
живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать
оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать
свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил
себя в видящего (провидца). Я видел. И обнаружил, что я влюбляюсь
в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так
рождались работы и образы себя». Так родился Хроноп повелитель
хрюшек с Целебеса, верховная Хрюшка, которая приходила к Эрнсту
с беседами и новыми фантазмами и была одновременно ипостасью художника.
|
|
|
|
|
|