Ив Танги (Yves Tanguy) (1900-1955)
Крупный представитель абстрактного сюрреализма.
Американский художник, французского происхождения. Как многие выходцы
из Бретани, приморской провинции, он по семейной традиции служил
в торговом флоте. Танги решил стать художником, еще будучи моряком,
после того, как посетил выставку Джорджо Де Кирико. В 1925 году
он уже присоединился к группе сюрреалистов. В 1939 он эмигрировал
в США, где он прожил до конца своей жизни. В 1940 он женился на
американской художнице -сюрреалистке Кей Саг, а в 1948 принял американское
гражданство.
Считается, что чувство необъятности пространства,
которое он затем населил странными существами, возникло у Танги
именно в силу его первоначальной профессии. Хотя его искусство и
не относится к разряду «наивного», он был совершенно самобытным
художником не похожим ни на кого из представителей абстрактного
искусства или сюрреализма, творивших до него. (Скорее, наоборот
– у него быстро появились многочисленные эпигоны).
В его картинах не найти классических образов Де
Кирико или эпатажа Дали. Тем не менее, наиболее характерные работы
Танги выполнены в скрупулезной технике, напоминающей о работах последнего.
Но его мир совершенно иной - воображение Танги скорее направлено
не во вне, а внутрь себя, в пространство мечты.
Кроме того, его лучшие картины, такие, как «Лента
излишеств» или «Мама, папа ранен!», наполнены явно ощущаемой тревогой.
Критики назвали эти пустынные ландшафты «жестоким и дотошным описанием
первых дней после катастрофы», атомного взрыва, хотя они были созданы
задолго до изобретения ядерного оружия. Картины становятся репортажами
о каком-то замкнутом призрачном мире со своеобразными отношениями
между объектами и фигурами. Его пустынные глубокие пейзажи, напоминающие
мир сновидений, населяют подобия людей и животных с искаженными,
невероятными фигурами.
Хотя Танги стремился избегать ассоциаций, ему это
не всегда удавалось. На его картине «Расточители» (1940 г.) монументальные
фигуры похожи на человеческие мышцы и геологические образования.
На картине «Шуты» (1954 г.) изображена некая процессия аморфных
фигур. На монохромном полотне выделяется красный прямоугольник,
который вызывает ощущение движения. «Пейзаж после битвы» (1941 г.),
выполненный в разгар второй мировой войны, прямо указывает еще на
один источник странных биоморфных образов Танги. В Бретани, где
он провел детство, ферма его родителей, на которой его мать разводила
свиней находилась прямо на морском берегу…
|