АППЕЛ Карел Appel Karel (род. 1921 Амстердам)
Karel Appel считается наиболее выдающимся голландским
художником послевоенного поколения. Аппел учился в Академии художеств
в Амстердаме (1940-1943); его первая выставка открылась в 1946 в
Гронингене. Начало его творческой деятельности отмечено кратким
влиянием Пикассо, Матисса, а затем Дюбюффе. Для его полихромных
скульптур и картин созданных в 1947-1952 характерен обобщенный стиль
вдохновленный детскими рисунками и контрасты агрессивных тонов.
В этот период творчество художника развивалось в контексте группы
"Кобра".
(КОБРА - Международное объединение художников,
существовавшее с 1948 по 1951 год. Слово Кобра было образовано по
начальным буквам названий городов, в которых жили учредители объединения
(Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Целью движения Кобра было открытое
выражение в живописи подсознательных инстинктов. Чтобы придать своим
произведениям жизненную силу, художники использовали метод пастозного
наложения краски и кричащие тона. В отличие от представителей чисто
абстрактного искусства, они уделяли особое внимание разработке фантастических
образов, навеянных фольклором и мистическими представлениями Севера)
В 1950 Аппел переезжает
в Париж и создает произведения разных жанров – портреты, пейзажи,
ню. Его картины того периода, отмеченные калейдоскопическим цветом
и динамическими ударами кисти, считаются наиболее энергичными образцами
лирической абстракции в мире. Его абстракции образы часто сохраняют
прототипические образы масок, животных и антатических фигур, наполненных
восхитительным искренним безумием, которое продолжает удивлять и
восхищать и до сего дня. («Безумная красная хрюшка» - это часть
той серии из 1000 хрюшек разного вида и размера, к образам которых
он возвращался неоднократно в своем творчестве). Поездка в Америку
(1957) где художник познакомился с "живописью действия"
открывает в его творчестве период (до 1960) для которого характерна
абсолютизация динамизма картинной плоскости ведущая к растворению
мотива ("Две головы в пейзаже" 1968). Но в следующих произведениях
эта свобода интерпретации опять дополняется пластическими образами
(серия "Ню" 1962; "Суматоха" 1964; "Лица-пейзажи"
1977). Аппел получает многочисленные официальные заказы в Голландии
(кафетерий в Городском музее в Амстердаме 1951) и Париже (ресторан
в здании ЮНЕСКО 1958). В 1968 в Париже он выставляет свои полихромные
скульптуры свидетельствующие о некотором возврате к духу "Кобры"
("Птица и цветок" 1968). Тогда же он делает многочисленные
литографии. В 1976 вместе с Пьером Алешински Аппел создает серию
из десяти картин тушью, которые были представлены на выставке в
музее Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме (1981). Выставка включала
в себя также и его живопись трех последних лет на протяжении которых
он работал короткими штрихами (серии "Поля" 1979 и "Окна"
1980). В его темах появляется некоторая суровость, меняется и его
колорит в котором господствуют теперь коричневые серые и темно-зеленые
тона. Когда в 1980-х возврат к фигуративному экспрессионизму или
"свободной фигурации" становится одной из доминирующих
тенденций в живописи Аппел смог без особого труда влиться в это
течение создав большие свободные полотна такие как "Облака
над деревней" (1984) и,
как можно уже догадаться, новых хрюшек.
|
|
|
|
|
|