КУБИН Альфред Kubin Alfred (1877-1959)
К числу этих ясновидцев упадка принадлежит в первую
очередь Альфред Кубин.
Непреодолимая сила втягивает нас в зловещую атмосферу
его суровой пустоты.
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Австрийский живописец, рисовальщик и гравер Сын
придворного геометра он провел свою юность в Зальцбурге и Целл-ам-Зее.
В 1896 внутренний кризис толкает его на попытку самоубийства. В
1898 он уезжает в Мюнхен где поступает в Академию. В 1906 женившись
он переселяется в Цвикледт где остается до самой смерти за исключением
нескольких поездок в Прагу, Париж (1905 и 1914) и на Балканы. В
Мюнхене он открывает для себя произведения Клингера, Гойи, Мунка,
Энсора и Редона, а в Вене - сокровища Кабинета эстампов и картины
Питера Брейгеля Старшего. В 1913 он участвует в Осеннем салоне организованном
журналом "Der Sturm". Очень индивидуальный стиль Кубина
оказавший влияние на Клее, Георга Гросса и Де Кирико сочетает в
себе символизм, экспрессионизм и сюрреализм. В своих рисунках он
создает вселенную населенную сумеречными галлюцинациями: "Приходит
ночь день убегает" (1907-1910). Но в его искусстве находят
себе место (сатирическое или морализаторское) и гротеск, юмор, насмешка,
сарказм. Животные представлены им как тревожные и шаловливые сказочные
существа, особенно хрюшки, к которым в Австрии и Германии все относятся
с большой симпатией. Часто идиосинкразическое искусство Кубина следует
рассматривать в тесной связи с его эпохой эпохой заката Австро-Венгерской
империи. Первые работы художника (акварели) написанные еще под влиянием
символизма в особенности Редона создают впечатление мрачного холода.
20 абстрактных композиций исполненных в 1906 не имели про- должения.
С 1907 художник пользуеся исключительно пером; позже он вновь вернется
к акварели используя ее в отдельных частях своих перовых рисунков.
Автор фантастического романа "Die andere Seite" ("Другая
сторона") вышедшего в 1908 он также иллюстрирует многие литературные
произведения, например - Эдгара По ("Золотой жук" 1910),
Гофмана, Стриндберга, Достоевского, Клейста... Графическому стилю
Кубина присущи волнообразные линии (впервые появившиеся в 1907)
и опутывающие предметы сети; контуры заволакиваются дымкой, а формы
переплетаются. Промежутки между фигурами неопределенны – кажется,
что объекты растворяются в своем окружении. Вспоминаются мрачная
атмосфера Майринка и Кафки, белесоватый туман на полотнах Редона,
сквозь который прорываются к зрителю жутковатые видения авторского
подсознания.. Однако в некоторых рисунках художник специально подчеркивает
контуры апеллируя к произведениям старых мастеров, в частности,
Дунайской школы.
|
|
|
|
|
|