Том Вессельман (Tom Wesselmann) (р. 1931)
Уорхол,
Розенквист, Ольденбург, Вессельман и Лихтенштейн – «горячая нью-йоркская
пятёрка» художники поп-арта, выразители атмосферы эпохи «массовой
культуры».
Вессельманн родился в 1931 в Cincinnati, Штате
Огайо. После обучения психологии в Университете штата, он перешел
в местную Художественную Академию, а с 1956 до 1959 учился у Николаса
Марсикано в Школе Союза Искусства и Архитектуры, Нью-Йорка. Первоначально
он рисовал в стиле абстрактного экспрессионизма, находясь под влиянием
Виллема де Куннинга (Kooning). В 1959 он начал экспериментировать
с маленькими, абстрактными коллажами. А уже в 1960 году он обратился
к фигуративной живописи, предпочитая натюрморты.
В его ранних работах - вызывающих коллажах, ассембляжах
и инсталляциях – широко используются изображения готовых вещей,
повседневных товаров, взятых из рекламных каталогов, часто объединяемые
им с изображением женского тела. В сериях коллажей, таких, как “Ванна”
1960 г., он сочетает эту стилистику с реальными предметами, например
настоящими водопроводными кранами и занавесками, вставляя их в большую
станковую картину. Свой первый успех он завоевал серией “Большие
американские обнаженные” в 1961 г, имитирующей стилистику афиш.
В ходе работ над этим циклом он увеличивает форматы своих полотен.
Том Вессельман помещал силуэты нагих герлз среди стандартных предметов
современных квартир. Иногда он вводит в свои произведения различные
звуки.
Его любимые жанры, таким образом, это ню и натюрморты.
В этом смысле, случайно прорвавшаяся в его живопись хрюшка (см.
картину «Из холодильника в ванную», 1960, частное собрание) наиболее
удачно воплощает эту двойственность его искусства – натуру можно
не только рассматривать, но и употреблять в пищу!
“Люди
ошибаются, придавая значение вещам, которые использует художник.
Я применяю рекламную картинку, поскольку она есть реальное, определенное
изображение чего-то, а не потому, что она снята со щита для афиш.
В рекламных изображениях меня увлекает главным образом то, что я
могу сделать из них”.
Его первая персональная выставка состоялась в Tanager
Галерее, Нью-Йорк, в 1961. В 1962 он участвовал в выставке «Объект»
в Музее Современного Искусства, Нью-Йорка. Затем следуют многочисленные
выставки в Америке (в 1963, «Поп-арт восточного побережья» в Современном
Музее Искусств, Хьюстоне, в 1965 в «Молодая Америка» в Whitney Музее,
Нью-Йорке). Он был представлен в на Biennale в Сан-Пауло, в1967,
и в Documenta "4" и "6", Kassel-е, в 1968 и
1977 соответственно. Его передвижные выставки «Ранние Натюрморты
1962-1964», «Коллажи 1959-62», «Ранние годы» объехали практически
все крупные города США. Картины его начали входить в собрания самых
известных музеев современного искусства (Whitney Музей, Нью-Йорк,
Художественной Галерее Нового Южного Уэльс, Сидней и т.п.).
|