Одилон Редон (Redon) (1840 — 1916)
“Истинное искусство заключается в реальности прочувствованной”.
Одилон Редон
Французский график и живописец. Учился в Школе
изящных искусств в Париже (с 1861 ) у Ж. Л. Жерома. Был близок к
писателям-символистам, а также к художникам группы "наби".
На основе ассоциаций с природными формами создавал мир фантастических
существ и, вводя в него вполне реальные детали, добивался эффекта
смешения сна с явью, болезненно-мистической недосказанности (серии
литографий - "В мире мечты", 1879, "Эдгару По",
1882, "Ночь", 1886, "Апокалипсис свыше Иоанна",
1889).
Редон в своих поисках потустороннего, мистических
пространств, выступал (явно или неявно) антиподом Сезанна, сосредоточившимся
как раз на жизни внешней формы, вернее формы картины. Этот антисезаннизм
сыграл злую шутку с Редоном: до сих пор у него не было ни одной
монографической выставки на родине, в самой Франции. Максимум, на
что он мог рассчитывать, — это вносить свои сумеречные ноты в и
без того полутемные залы пастели в музее Орсэ.
В 1998 году, в Париже наконец решили показать работы
художников, которые занимались скорее "сном разума", чем
его светом. Саму эту тягу к кошмарам во Франции считают чуждой европейской
рациональности, корни которой восходят к эпохе Просвещения. Часть
представленных на выставке художников, работали именно в эпоху рождения
просветительского мифа — Канова, Гойя, Уильям Блейк, другие во времена,
которые современники прославляли как торжество техники и прогресса,
— Одилон Редон, Рене Магритт, последние в послевоенную эпоху, когда
Освенцим похоронил всякие надежды обрести рай "здесь и сейчас".
Всех их объединяет цвет. Темные, серые тона довлеют в рисунках,
на фотографиях и видеоэкранах.
В 1890 Одилон Редон создал “Летающее чудовище”
- один из самых страшных своих рисунков. Смертельный образ летающего
шара если и не вызван сообщением о загадочной гибели Ван Гога (его
Редон мог получить от их общего знакомца Э.Бернара), то с помощью
недюжинного дара ясновидения выловлен из атмосферы трагических будней.
(Одна из версий гибели Ван Гога - смерть от шаровой молнии)
Но Редон не всегда так мрачен и трагичен. Он писал
и тонко декоративные натюрморты. Хотя составлял их он помимо цветов
из не совсем обычных предметов. Нежные хрюшки появились в его картинах
на рубеже веков, чтобы навсегда остаться еще одним доказательством
невозможности до конца понять источник фантазии любого художника.
Лит.: Berger К., Odilon Redon: Phantasie und Farbe, Köln,
1964.
|