Виктор Вазарели (Vazarely) (р. 1908)
Французский художник венгерского происхождения.
Учился в Венгрии в академии Пололини-Волькман, а затем в академии
Мухели в Будапеште у Шандора Бортника (1929). Перебравшись в Париж
в 1931 он работал в рекламе и в 1936-1944 создал ряд графических
произведений со своей особой семантикой. В 1944 он участвовал в
создании гал. Денизы Рене которая открылась его выставкой. Серия
портретов (Автопортрет, портрет А. Арто) исполненных в 1946 свидетельствует
о его исканиях в посткубистическом духе ("Семь лет несчастий").
Внезапно, около 1952, Вазарели обращается к абстракции. Цветовое
поле сводится к нескольким цветам а линия элегантная и мягкая играет
теперь динамическую роль. Пораженный камнями в Бель-Иль-ан-Мер (1947)
художник укрепляется в идее что «язык духа является лишь особой
вибрацией физической природы»; этому переходу от реальности к синтезу
соответствует период «кристалла» (Горд, Воклюз, 1948). В творчестве
Вазарели с наибольшей силой проявились идеи кинетизма возникшего
не внезапно и не случайно, но ставшего завершением упорной работы.
Вехи в истории кинетизма отметил сам Вазарели - в «Голубом этюде»
(1930) и «Фольклоре», в которых он обращается к цветным частицам
Климта в духе стиля модерн, стремясь организовать пространство динамически.
Ранние серии «Зебры» и «Хрюшки» (1932-1944) отвечает духу его последних
исканий. Художник переходит теперь от станковой живописи к стенной,
а от плоскости к объему, вводит новые материалы (алюминий, стекло),
чтобы в дальнейшем интегрировать свои произведения в архитектуру,
которая является его высшей целью: университетский городок в Каракасе
с настенными украшениями в честь Малевича; композиции из керамики
и алюминиевых пластин (в Париже - многоквартирные дома на бульваре
Ланн на авеню де Версаль на улице Каму; муниципальные дома в городе
Мо); полихромные скульптуры во Флэне (Верхняя Савойя); ковры в Обюссоне.
Вазарели исполнил также значительные графические работы ("Альбом
Вазарели" 1958; "Альбом III" 1959; "Созвездия"
1967). Являясь одновременно скульптором и живописцем, он скорее
пластик-режиссер цвета и пространства. Он горячо ратовал за создание
стенного пространства, оживленного оптическими эффектами, за отказ
от станковой живописи и стремление обрести связь с ренессансной
традицией, осуществившей на практике идею всеобщего искусства. Его
участие во всех крупных выставках современного искусства принесло
его творчеству всемирную известность. Обосновавшись в замке Горд
и создав в июне 1970 "дидактический музей", Вазарели собрал
около 550 своих произведений свидетельствующих о его творческой
эволюции, а в 1976 основал фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе. В том
же 1976 был учрежден Музей Вазарели в Пече, в Венгрии. Художник
определил свой метод в многочисленных сочинениях например в "Plasti-Cite"
(1970). Его произведения представлены во всех крупнейших музеях
современного искусства.
ОП-АРТ (ОПТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО). Еще перед Второй
мировой войной, многие художники абстракционисты, поиски которых
основывались исключительно на оптических явлениях, используемых
ими не в нарративных целях, а лишь для научной строгости формы,
стремились создать новый тип окружающего мира, способный изменить
человеческое поведение или по крайней мере прямо воздействовать
на него. Нельзя провести определенной границы между оп-артом и кинетическим
искусством, потому что обе эти формы искусства имеют не только общее
наследие, но фактически и одинаковые цели. Однако если кинетизм
приводит художника к выходу за слишком узкие рамки живописи, то
оп-арт довольствуется этими рамками придавая им новый смысл. Оп-артисты
отрицали своих "знаменитых предков", таких как Р. Делоне,
однако они высоко оценили вклад в создание оп-арта группы художников
во главе с Вазарели, собравшихся в Париже в гал. Денизы Рене вскоре
после Освобождения. Каждый художник принадлежавший к этой "школе"
выбирал определенный аспект проблемы и изучал его до тех пор пока
полностью не исчерпывал свои возможности. Вазарели был самым ярким
представителем оп-арта, благодаря, как размаху своего творчества,
так и логической завершенности метода. Он исследовал воздействие
этого искусства и его применение в архитектуре и других декоративных
целях, что привело к расцвету оп-арта в рекламе и дизайне - причем
до такой степени, что возникла опасность превращения его в чисто
прикладное искусство.
|
|
|
|
|
|