Павел Филонов (Filonov) (1882-1941)
Я со стены письма Филонова
Гляжу, как конь усталый, до конца.
И много муки в письме у оного,
В глазах у конского лица -
Велимир Хлебников - о своем портрете работы Филонова
Русский
художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из
лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве
8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. Учился в живописно-малярных
мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903–1908);
был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910).
В 1905–1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил
в Иерусалим (через Константинополь). Был членом «Союза молодежи»
(с 1910), после распада последнего вместе с Д.Какабадзе организовал
недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков
„Сделанные картины“» (1914). В те же годы сблизился с В.В.Хлебниковым
и сам выступил как поэт, выпустив поэму Пропевень о проросли
мировой (1915), где
антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения
человека и природы.
Первые значительные
произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на
бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток
и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей,
Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими
фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам»
бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить
картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную»
вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором»
и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся,
пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической
художественной формы, аналогичной природным формам и процессам.
Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом
искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только
внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.
Вернувшись с фронта в Петроград (1918),
мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал одним из инициаторов
создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с
1923 руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал
Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на
базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей
(«Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет
эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые
«формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие
большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако,
при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная
утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова)
сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины
бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую
персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают
(1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок.
Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако
его попытки создать «тематическую картину» в духе не имели общественного
успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной
стороны, его серийные «формулы» 1930-х годов переполняются чувством
всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность
в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически
запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата
(благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой,
в Русский музей, осталось неразрозненным). Умер Филонов в Ленинграде
3 декабря 1941.
|
|
|
|
|
|