ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (1853 -1890)
"Винсент
лил на свои полотна поток яркой, сверкающей желтизны. Он знал, что
желтый цвет не применялся в европейской живописи со времени Возрождения,
но это не останавливало его. Тюбики с желтой краской пустели один
за другим, кисть щедро наносила их содержимое на полотно.
Из книги о Ван Гоге "Жажда жизни", написанной
Ирвином Стоуном.
К тому моменту, когда Винсент Ван Гог покидает
Голландию и переезжает в Париж, им уже написано множество картин,
преимущественно в темных тонах, а также рисунков, на которых предстают
человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние
дороги), линия и композиция которых предвещает движение кисти живописца.
Ван Гог увлечен Милле и пишет на те же темы. С самых первых дней
парижской жизни брат Тео знакомит его с импрессионистами, чья живопись
поражает художника. Со многими Ван Гога свяжет тесная дружба, в
частности с Писарро. Благодаря этим первым контактам на его палитре
появляются более светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах
более важную роль. Под влиянием Жоржа Сера художник начинает писать
отдельными мазками дополнительных цветов, однако очень скоро переходит
к более простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует
примеру Эмиля Бернара и Луи Анкетена, черпающих вдохновение в витражах,
где четкие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками,
а также в "удивительной четкости" и "уверенном рисунке"
японских гравюр. В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции.
Солнце Арля рождает в нем новое вдохновение и желание
работать: "Как прекрасен желтый цвет!" - пишет он в это
время. В октябре к нему приезжает Гоген. Под его недолговременным
влиянием Ван Гог пишет "Танцевальный зал", хранящийся
ныне в музее Орсе. В этой картине чувствуется влияние художников
Понт-Авена, в частности Гогена и Бернара: разложение цветов и обводка
каждого цветового пятна, стилизованные лица и прически, схематичность
в изображении светящихся шаров. Художники, каждый из которых обладает
собственным видением мира, вскоре переходят к яростным спорам и
ссорам. В их отношениях надвигается гроза, которая к рождеству приводит
к тому, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо.
Друзья расходятся, Гоген в поисках связи легенды
и искусства все больше пишет природу, обогащая ее в своем воображении
сказаниями и мифами. Ван Гог знает, что не сможет обойтись без реальности,
которую он будет очеловечивать посредством собственной обостренной
чувствительности. Цвет в его работах становится еще ярче, импрессионистское
мерцание света уступает место практически монохромным картинам,
на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей
- одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к
свету, который не может быть назван просто дневным, - в нем есть
несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет все более
правдивого выражения тайны человеческого существа и своей болезненной
жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма…
|