Ив
Кляйн (Yves Klein) (1828-1966)
Двадцать-тридцать лет назад
об Иве Кляйне наши газеты писали исключительно под рубрикой "Их
нравы". Но Кляйн, умерший в 1966 году, был самой знаменитой
фигурой французского художественного авангарда. Это он обмазывал
своих натурщиц или невинных хрюшек краской и возил их по полотну.
Его метод вызывал скандалы и на родине художника, но главное, как
всегда, - понять, какие идеи двигали художником, и какой творческий
метод позволил ему воплотить эти идеи.
В
начале 50-х Кляйн сделал вывод, что только господство одного цвета
идеально для восприятия картины психикой и органами чувств. Мало
того, он изобрел и запатентовал новый синий цвет - т.е. создал не
бывалую ранее смесь кобальта с ультрамарином. После этого Кляйн
писал только в синих тонах.
В это время новые европейские реалисты вернулись к опытам
Марселя Дюшана и укрепили легитимность и статус художника. Дюшан,
крепкий мастер живописи, в 1913 году утверждал, что данный
объект (например, писсуар) становится скульптурой только потому,
что он, как художник, так решил. В 1956 году Ив Кляйн, практически
не умеющий рисовать в обычном смысле этого слова, также объявляет
себя художником, после чего он может равномерно покрывать
панно голубым промышленным красителем и представлять его нам как
картину. Оба этих случая, являются исследованием открытости искусства,
взаимодействия художник – произведение - зритель, что стало основной
эстетики европейского модерна.
Ив
Кляйн вместе с Арманом (Arman Fernandez), и художественным
критиком Рестани (Pierre Restany), стали основателем движения «Новые
Реалисты». Они намеревались бросить вызов догмам абстракционизма
и воссоздать значимость повседневных предметов Ив Клайн, в своих
"Антропометриях" в присутствие публики и под аккомпанемент
оркестра мазал тела натурщиц (или, опять таки, маленьких хрюшек)
синей краской и делал отпечатки с них на холсте, выставляя получившиеся
картины на выставках.
Это операциональный продукт, означает тотальный разрыв с
предыдущей генерацией Парижской школы и является основанием всего
замысла рециклирования индустриальной продукции, осуществляемого
Арманом, Сезаром, Тенгели, Кристо и др. Связывая вторую жизнь стандартного
объекта в постиндустриальном обществе вне его функциональной устарелости,
они являются последними великими модернистами в Европе.
Сам Кляйн далее все больше движется в сторону не материального
искусства. В 1961 Klein использовал газовую горелку, чтобы создать
ряд картин – опаленных особым образом холстов. А затем, после нескольких
лет исследования свойств огня и воздуха, осуществил первую
из серии скульптур факелов.
Эксперименты Ива Кляйна стали толчком и для начала периода «перформанса»,
который как вид визуального искусства оформился в 60-х годах, в
период искусства "новой волны" (искусства "после
поп-арта").. Ив Кляйн выдвинул претензию создать искусство
из ничего. Сама идея не нова, но вот способы, которыми это достигалось
- претендуют на то, чтобы выйти из привычных рамок искусства действия.
В 1958 году на открытии выставки Кляйна в Париже, художник «продавал»
то, что обозначил словами "зоны нематериальной живописной чувствительности"
- то есть пустые стены. Он требовал за свой "товар" только
золото, так как, по его словам, высшее качество нематериального
должно быть оплачено качественным материальным". Это и был
первый перформативный акт в искусстве, то есть нулевое художественное
действие, дающее полную информацию. Интересен этот акт тем, что
здесь художник, будучи создателем "великих нематериальных ценностей"
не дает массовой культуре поглотить достижения искусства, не создавая
материальных объектов, доступных для тиражирования.
|
|
|
|
|
|