Иван
ПУНИ (Pougny) (1894-1956)
И. А. Пуни запомнился современникам как последовательный кубист, крепкий
живописец, утверждавший в дискуссиях 1920-х гг. бесполезность художника
для производства, заявлявший о красивости небоскребов и машин самих
по себе, впервые, пожалуй, делая разграничение между технической
и художественной эстетикой.
Родился
Пуни в семье известного виолончелиста А. Ц. Пуни. Начальное художественное
образование получил дома, брал уроки у И. Е. Репина. В 1900-08 гг.
учился в Императорской Николаевской Военной академии. В 1909 г.
открыл собственную мастерскую в Петербурге. В 1910-12 гг. жил в
Париже, занимался в академии Р. Жюлиана и других художественных
студиях. Вернувшисьв Петербург, познакомился с Д. Д. Бурлю-ком,
В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, участвовал
в выставке "Союза молодежи". В 1913 г. вновь отправился
в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых.
В 1915 г. вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в Петрограде
выставки "Трамвай "Б"", "0,10", в
которых участвовали виднейшие художники-авангардисты - футуристы,
беспредметники. Супруги Пуни провозглашали в листовке, распространявшейся
на выставке "0,10", "свободу предмета от смысла".
Пуни выполнил эскиз обложки футуристического альманаха "Футуристы.
Рыкающий Парнас" (1914).
В январе 1916 г. вместе с К. С. Малевичем Пуни провел конференцию по современному
искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени
относится создание беспредметных произведений, близких к работам
Малевича, а также жанровых картин и портретов ("Скачки",
"Парикмахерская", "Игроки в карты", "Автопортрет").
Позднее, в Берлине в 1923 г., Пуни невысоко оценивал достижения
русского беспредметного искусства (и своего собственного), определяя
его как "беспредметное конструирование", "триста
тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов". После революционных
событий Пуни активно занимался организационно-творческой работой:
был одним из учредителей союза "Свобода искусству" (1917),
в 1918 г. стал профессором петроградских ГСХМ, участвовал в праздничном
оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской
революции, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил
проект печати для Совнаркома. В январе 1919 г. М. 3. Шагал пригласил
супругов Пуни преподавать в Витебскую народную художественную школу,
но уже осенью Пуни возвратились в Петроград и в конце года выехали
в Финляндию, а оттуда осенью 1920 г. - в Берлин. До 1923 г. Пуни
писал беспредметные картины, участвовал в выставках. В 1923 г. в
Берлине вышла в свет его книга "Современная живопись",
в которой рассматривались актуальные проблемы искусства 1910-20-х
гг.
С 1923 г. Пуни жил во Франции, общался с художниками современных направлений
- Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение
конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом. В конце 1920-х-1930-х гг.
писал эстетские, близкие к импрессионизму пейзажи, натюрморты, интерьеры.
В 1946 г. Пуни принял французское гражданство, через некоторое время
стал кавалером ордена Почетного легиона. В конце 1940-х - середине
1950-х гг. писал "мозаичные", составленные чистым цветом
живописные композиции: "Арлекины" (1948- 56), "Оранжевое
кресло" (1948), " В Люксембургскм саду. Катание на хрюшках
" (1954) и др. В этот же период с успехом проходят его персональные
выставки в галереях Парижа, в Лондоне, Вене, Токио, Риме. Умер художник
в своей парижской мастерской.
Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков
искусства, вновь было открыто в 1970-х гг. благодаря возросшему
интересу к искусству авангарда. Сегодня произведения художника по
праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях
солидных музеев России, Европы, Америки.
|