Любовь
Попова (Popova) (1889-1924)
Любовь Сергеевна Попова родилась
в селе Ивановское под Москвой в купеческой семье, у ее деда со стороны
отца было суконное дело. В 1908 году Попова, с детства приверженная
искусству живописи, начала посещать частную художественную школу
К.Ф.Юона, где познакомилась со многими художниками, в том числе
с Надеждой Удальцовой. Около 1911 года они перешли работать на "Башню".
Это была первая в России свободная коллективная мастерская, натуру
здесь ставили сами художники, чаще других Михаил Ларионов, который
тогда был признанным "лидером". Кроме Поповой там бывали
Н.Удальцова, К.Зданович, В.Барт, Н.Гончарова и другие. В этой среде
было очень сильно увлечение примитивами и древнерусским искусством
- молодые художники как бы заново открывали свое национальное прошлое.
Не стоит забывать, что именно к этому времени относятся первые научные
реставрации икон и они предстали во всем полнозвучии своих первоначальных
красок. Интерес к иконописи, который в основном приписывается художникам-"неопримитивистам"
- Ларионову и другим, был свойствен всем ищущим новых путей в искусстве.
В 1910 году она познакомилась с собранием С.И.Щукина в Москве. В
тот момент новым увлечением Щукина был Анри Матисс. Искусство Матисса
стало тем ключевым звеном, которое связало в художественном мировоззрении
Поповой прошлое и настоящее, Запад и Восток. Она не могла не оценить
смелость новаторского языка живописи Матисса и в то же время ощущала
его связь с искусством средневековья. Теперь Поповой стало ясно,
где следует учиться живописи - в 1912 году она поехала в Париж вместе
с Надеждой Удальцовой, которая впоследствии вспоминала об этом:
«Кто-то сказал о мастерской "Ла Палетт" Ле Фоконье, пошли
туда и сразу решили, что это то, что надо. Это было искусство построения,
искусство фантастическое. Приходили один раз в неделю Ле Фоконье,
Метценже или Сегонзак. Ле Фоконье говорил о больших поверхностях,
о построении холста и пространства, Метценже говорил о последних
достижениях Пикассо. Это была эпоха классического кубизма".
Художница окунулась в особую
атмосферу парижской жизни и искусства и вскоре теперь ориентировалась
на поиски Пикассо. И если композиция Поповой "Две фигуры"
1913 года,, которая была ее дебютом на выставке "Бубнового
валета" 1914-го, носила следы воздействия Метценже, в частности
его картины "Синяя птица", то уже в последующих работах
она приходит к более углубленному пониманию системы кубизма.
"Портрет хрюшки"
(1915) отличает интенсивность цветового решения, динамическая композиция
полотна строится чередованием звучных плоскостей цвета и напряженными
ритмами "выпуклых" линий, которые создают угловатый живописный
"рельеф" на поверхности холста. Стоит обратить внимание
на особенности понимания кубизма Поповой. Ее привлекал мир вещей,
выявление возможностей, заключенных в самом материале, имеющих точный
адрес: если она пишет натюрморт с посудой, то это "Жестяная
посуда" (1913); если предметы - то "Предметы из красильни"
(1914).
Однако настоящий расцвет деятельности Поповой - конструктивиста
и производственника, строителя новых форм "бытования"
людей - наступил после революции. Она приняла живое участие в перестройке
всех форм жизни и быта: оформляла массовые революционные празднества,
создавала плакаты, делала макеты книг, эскизы моделей одежды, рисунки
для текстиля, была одним из основателей школы отечественного дизайна,
преподавала в Государственных высших театральных мастерских, где
у нее учились многие деятели советского искусства, в том числе кинорежиссер
С.Эйзенштейн. Любовь Попова также преподавала во Вхутемасе на основном
отделении, активно участвовала в диспутах в Институте художественной
культуры. По свидетельству своих товарищей по Лефу - Маяковского
и Брика, она находила в этой работе подлинное удовлетворение. Еще
в 1914 году Любовь Попова писала: "Значительное все-таки существо
человек: стоит ему перестать работать, как вся жизнь останавливается,
города делаются совершенно мертвыми, а заработали люди, и город
живет. Страшная какая сила - человеческая работа".
|
|
|
|
|
|