Василий Кандинский (Kandinsky) (1866-1944)
Кандинский Василий Васильевич, живописец, график, один из
зачинателей абстрактного искусства. Окончил юридический факультет
Московского университета (1893), работал художественным директором
Кушнерёвской типографии в Москве (1895). В 1897—1914 жил в
Германии, где обучался живописи (сначала в частной студии А. Ашбе,
затем с 1900 у Ф. фон Штука в Мюнхенской Академии художеств),
преподавал в школе при созданном им художественном объединении «Фаланга»
(с 1901). В Москве участвовал в выставках Московского
товарищества художников (1900—08), объединения «Бубновый валет»
(1910, 1912). В 1910 организовал «Новое мюнхенское художественное
объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник». С 1914
жил в Москве, в Долгом переулке близ Зубовской площади; работал
над реальными и полуабстрактными пейзажами («Москва. Красная площадь»,
«Гавань», оба — 1916, «Москва. Зубовская площадь», около 1916, —
все в ГТГ)
и продолжал работать в русле найденной им в 1910 собственной живописной
системы — с абстрактными цветовыми построениями, ритмизованными
по аналогии с развитием музыкальной формы («Смутное», 1917, «Белый
овал», 1919, — обе в ГТГ, и др.). Выполнял интенсивные по цвету
декоративно-изобразительной композиции на стекле («Амазонка», 1918,
«Амазонка в горах», 1919, — обе в ГРМ, и др.). В 1918—19
член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—21 председатель
Всероссийской закупочной комиссии, учёный консультант и заведующий
репродукционной мастерской. Заведовал московским Музеем живописной
культуры (1919 — январь 1921), преподавал в Государственных
художественных свободных мастерских и Вхутемасе (с 1920), почётный
профессор Московского университета. Избранный вице-президент РАХН,
в декабре 1921 выехал для организации отделения РАХН в Берлин, где
участвовал в Первой выставке русского искусства. Стал преподавателем
и видным теоретиком школы «Баухауза», получил мировое признание
как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 принял немецкое
гражданство, в 1933—44 жил в Париже, активно участвуя в интернациональном
художественном процессе.
Центральной для Кандинского была идея "резонанса" с космическими
силами, возникающего при творческом акте. В этом он также видел
принципиальное сходство между работой художника и деятельностью
шамана. Для Кандинского поверхность холста представлялась неким
"живым существом", способным издавать целую "симфонию
звуков", резонируя силам природы; он считал, что художник способен
"оживлять" и "одушевлять" холст, так же, как
шаман оживляет свой бубен. Подобно архаическим и туземным синкретическим
художникам, Кандинский изобретает собственные значки-иероглифы для
изображения важнейших архетипических символов и персонажей - солнца,
молнии, воды, лодки, лошади и всадника, змеи, птицы, хрюшки, пчелы
и т.д. Так, некоторые акварели 1912 – 1926 годов кажутся совершенно
абстрактным сочетанием линий, зигзагов, кругов и углов, однако эти
схематические иероглифы изображают возносящегося на огненной колеснице
Илью-Пророка/Перуна, зырянского водного духа, шаманского коня-бубен,
космических хрюшек и другие мифологические реалии
|
|
|
|
|
|