Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898)
Обри Винсент Бердслей - выдающийся английский художник-иллюстратор,
воплотивший идеи эстетизма в графике. Его способности были чрезвычайно
разнообразны и проявились рано. Мать, которая давала ему уроки музыки,
сумела настолько развить его дарование, что он в одиннадцать лет
выступал как пианист перед респектабельной аристократической публикой.
Он рано начал сочинять музыку и писать стихи. Затем его захватила
страсть к рисованию, хотя юноша нигде не учился живописи. Судьба
Бердслея трагична. Его отец по легкомыслию промотал все средства
семьи, которая вынуждена была жить на грани нищеты. Но хуже другое.
Отец был болен туберкулезом, болезнь передалась сыну. В конце века
это была практически неизлечимая болезнь, Бердслей знал, что обречен.
У него не было счастливого детства и веселой юности, он чувствовал
себя изгоем. Однако двадцатилетнему начинающему художнику повезло:
он получил заказ проиллюстрировать «Смерть короля Артура» Мэлори.
Бердслей не пытался имитировать средневековье. Его иллюстрации -
изысканная стилизация эстета, вглядывающегося вглубь веков и устраивающего
маскарад, на котором рафинированные денди предстают в облике рыцарей
круглого стола и прекрасных дам.
Обри Бердслей разработал собственную технику создания иллюстраций,
которые неискушенному зрителю кажутся гравюрами, а на самом деле
представляют собой рисунки, раскрашенные тушью. Эффект рисунка создается
сочетанием черных и белых пятен и тончайших линий. Художник тщательно
отрабатывал каждую деталь рисунка, а затем китайской тушью покрывал
темное пространство и тщательно вычерчивал кружевные линии, передавая
вычурные прически и наряды дам, детали обстановки, пейзаж и фон.
Позы персонажей не были естественными, их компоновка напоминала
театральные мизансцены («Искушение юной хрюшки», 1897).
В 1894 году Бердслей проиллюстрировал пьесу О. Уайльда «Саломея»
В сущности, это был спектакль, разыгранный на бумаге. Бердслей вслед
за автором далеко отходит от евангельского текста. Облачение Саломеи,
модные безделушки на ее туалетном столике, романы Золя на этажерке,
даже само усекновение головы Иоканаана - все это говорит о том,
что библейские персонажи перенесены в современность. Бердслей заставляет
любоваться Саломеей, восторгаться странностями страсти. Он эстетизировал
злодейство, и это отпугивало его современников. При отсутствии каких-либо
натуралистических подробностей иллюстрации Бердслея к «Саломее»
и другим произведениям пронизывала эротика.
В 1894 г. Бердслей - сотрудник, а позже художественный редактор
журнала «Желтая книга» («The Yellow Book»), имевшего явно эротическое
направление. На рубеже позапрошлого и прошлого века увлечение «вопросами
пола» проникло в круги европейской художественной интеллигенции.
Эротика притягивала, но публично было принято бранить эротические
издания. После ареста Уайльда толпа высоконравственных джентльменов
побила стекла в редакции журнала «Желтая книга», Бердслей лишился
стабильного заработка.
Он продолжал иллюстрировать классиков, печатавшихся в частных издательствах.
Для одного из них он создал серию рисунков к «Лисистрате» Аристофана.
Можно ли назвать откровенные рисунки Бердслея непристойными? Они
шокируют, если считать неприличными забористые шутки самого Аристофана
да и весь сюжет «Лисистраты». Орудия любви у афинских вояк столь
гиперболичны, что воспринимаются как озорная карнавальная шутка.
Бердслей сумел создать такие смешные рисунки, что сравнялся в юморе
с самим греческим «отцом комедии».
Художник был безнадежно болен. Чувствуя, что дни его сочтены, он
впал в глубокую религиозность, просил уничтожить все его «неприличные»
рисунки. Этого не произошло. Его иллюстрации послужили толчком для
фантазий многих художников, в частности для русских, объединившихся
вокруг журнала «Мир искусства». Обри Бердслей был одним из талантливых
художников, завершивших девятнадцатое столетие.
|