Давид Штеренберг (Sterenberg) (1881-1948)
"По поводу вдохновения и живописи сказал
пророк: "Я буду молчать и слушать, что Бог во мне говорит",
- из письма Штеренберга жене
Штеренберг Давид Петрович, советский живописец и график. Заведующий
отделом изобразительных искусств Наркомпроса (1918-20). Один из
организаторов и председатель художественного объединения ОСТ (1925-30).
Преподавал в Государственных свободных мастерских, Вхутемасе, Вхутеине
в Москве (1920-30).
Десять лет Давид Штеренберг провел в культурном центре Европы,
посещая школу изящных искусств, затем Академию Витти, где преподавал
знаменитый фовист Кес ван Донген, посещая мастерские таких мэтров,
как Роден, Майоль, Матисс. Освоив художественные приемы сезаннистов,
кубистов, футуристов и иных современных ему формально-стилистических
течений и школ, Штеренберг уже в Париже выработал свой неповторимый
стиль. К этому периоду творчества относятся представленные в экспозиции
картины "Цветы и гипс" (1908-1909), "Ирисы"
(1909), "Масло и краски" (1912-1914), "Завтрак"
(1916), "Оранжевый натюрморт" (1916), «Окорочок» (1917).
В трех последних произведениях зритель уже видит своеобразный почерк
Штеренберга. Мастер полностью отказывается от трехмерного пространства,
строя композицию по принципу декоративного размещения на плоскости
пятен чистого цвета. Изображаемые предметы показаны каждый как единичная
самодостаточная вещь, несоизмеримо малая по сравнению с отвлеченным
пространством глухого фона. Вещь подается как бы оторванная от ее
среды, демонстративно безразличная к ней, но благодаря этому перерастающая
значение бытового предмета, переходящая в знак, в жизненный символ.
Художник использует самые разнообразные материалы - пишет не только
на привычном холсте и бумаге, но и на фанере, на картоне. В рамках
одного произведения Штеренберг смешивает различные техники - акварель,
серебряный карандаш, гуашь; а некоторые предметы буквально вылепливает.
Использует художник принцип коллажа, вводя в живописную ткань произведения
бандерольные и чайные наклейки, обрывки газет со значимо подобранным
текстом, а иной раз наклеивает и сами предметы (например - спички
в картине "Натюрморт со свечой" (1919)).
1917 г. стал водоразделом в жизни и творчестве Давида Штеренберга.
Он делает свой выбор - из Франции возвращается в уже советскую Россию.
Здесь, по словам Луначарского, "безусловно преданный советской
власти" художник назначается правительственным комиссаром по
делам искусств, затем становится заведующим отделом изобразительных
искусств Наркомпроса РСФСР, а чуть позже - первым заместителем председателя
Московской организации Союза советских художников. Произведения
начала 20-х гг., показывают дальнейшее формально-стилистическое
развитие основных творческих принципов художника, который как творец
всегда остается верен самому себе.
Оглядываясь на путь художника, умершего вскоре после войны - в
1948 г., можно с уверенностью сказать, что Давид Штеренберг пробился
"к Граалю своей собственной культуры" - так характеризовал
цель его творческих исканий один из художественных критиков в начале
20-х гг.
|