Константин Бранкузи (Брынкуш, Brancusi) (1876-1957)
Константин Бранкузи – французский скульптор, румынского происхождения,
один из основателей стиля скульптурной абстракции, яркий представитель
парижской школы. Константина Брынкуша, румынского самородка, ставят
в один ряд с Модильяни, Пикассо и Сезанном. Вместе с другим знаменитым
ваятелем Антуаном Бурделем он был учеником Огюста Родена.
Родился в 1876 году в селе Хобица в крестьянской семье, рос среди
пяти братьев. Закончив начальную школу, устроился мальчиком на побегушках
к купцу-бочкарю, торговавшему скобяным товаром. Тогда и начал ножичком
вырезать из дерева и лепить из глины. Ему повезло закончить художественную
школу в Крайова. Рано покинул родину (среда заела) и двинулся странствовать.
В 1902 переехал из Румынии в Мюнхен, затем, в 1904 - в Париж Французы
называли его «наш Бранкузи», американцы считали стопроцентным штатовцем.
Долго жил в Париже. В культурном Центре «Помпиду» есть «уголок Брынкуша».
Но он не офранцузился ни на грамм. От нивелировки его спас крепкий
национальный стержень.
Народная самобытность-простота и пленяет в его шедеврах. Все понятно
в них даже ребенку. «Стол молчания», «Бесконечная колонна», «Спящая
муза» - самые известные его вещи. Они космичны, невесомы на вид,
антигравитационны. Многими любима его магическая скульптура «Мудрость
земли». От нее словно струятся тепло и нежность, как от живого существа,
и в то же время - произведение это схематично, как все идолы, божки
и символы народов мира от атлантов до буддистов, от скифов до африканцев
- на творчестве Бранкузи отразился интерес к
примитивной скульптуре африканских народов
Начавший творческий путь как традиционный реалист очень высокого
уровня, он на определенном этапе резко поменял свои позиции и занялся
экспериментами в области формы. Вглядываясь в суть вещей, выискивая
родоначальную форму всех форм, он фиксирует своё внимание на форме
яйца. Его головы из полированного камня - яйцевидны, деталей почти
нет, или их так мало, что они только информативно дают понять, что
это все голова, а не яйцо в чистом виде. Форму яйца принимают и
другие архетипические образы – птицы, хрюшки, рыбы. Он создавал
по несколько вариантов одного сюжета, объединяя их в группы ("Поцелуй",
1910-21; "Рыба", 1924-30, «Хрюшка», 1913-1920).
Главным критерием в искусстве Бранкузи, стала лаконичность, предельная
простота. Но за этой простотой скрывается большая философия и глубокие
чувства. Взгляните, как многозначителен ансамбль - памятник павшим
в первой мировой войне «Стол молчания». Ни одной человеческой фигуры
- нет и намека на реальность, но ощущение скорби, трагедии не покидает
вас при созерцании этой абстрактной композиции. Установленная в
Тыргу-Жиц у подножия Карпат «Бесконечная колонна», выполненная в
позолоченной стали, была задумана Баркузи как символ бесконечного
движения к совершенству. Баркузи не просто абстракционист - он,
прежде всего философ и в каждом его творении заключена, прежде всего,
какая-нибудь идея.
Говорят, искусство Брынкуша вневременно и сплошь - «шифровки»,
некие послания. Исследователь его творчества, известный бессарабский
ваятель Юрий Канашин называет великого мастера апостолом всемирной
скульптуры. Большую часть своей жизни, как и многие гении, он был
бесконечно одинок. Умер глубоким стариком на чужбине в США, куда
он переселился из Парижа перед войной.
|