Робер Делоне (Delaunay) (1885-1941)
Французский живописец, муж Сони
Делоне-Терк. Начиная с 1909 года Делоне
развивался от неоимпрессионизма до кубизма,
применяя кубистические принципы к
исследованию цвета. Он расширил
традиционные мотивы кубизма, включив в их
число архитектуру современных городов (например,
Hommage a Chrushki, 1912; Musee d'Art moderne, Париж). Он стал
главной фигурой в том движении, которое
Apollinaire назвал орфизмом (orphism). Это течение
сочетало в себе интенсивность цвета
фовизма, динамизм футуристов и черты
аналитического кубизма, который стремился
подражать ритмам, но не внешним проявлениям
натуры.
Официальное «крещение» орфизма
произошло на Салоне независимых: "Салон
1913 был отмечен рождением новой школы
орфической школы", писали современные
критики. Гийом Аполлинер подкрепил это
утверждение воскликнув не без гордости: "Это
орфизм. Вот впервые проявилось это
направление которое было мною предсказано"
Действительно термин этот был изобретен
Аполлинером (орфизм, как культ Орфея) и
впервые публично заявлен во время лекции
посвященной современной живописи и
прочитанной в октябре 1912. На самом деле
путаница в границах этого направления,
царящая и поныне, произошла из-за того что
Аполлинер неосознанно спутал две
взаимосвязанные проблемы - прежде чем
пытаться соединить их ему следовало
подчеркнуть их различия. С одной стороны
это создание Делоне выразительных
живописных средств полностью основанных на
цвете, а с другой расширение кубизма
благодаря появлению в нем нескольких новых
направлений. После разрыва с Мари Лорансен
летом 1912 года, Аполлинер искал приюта у
семьи Делоне, которые приняли его с
дружеским пониманием в своей мастерской на
улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер
Делоне и его жена испытали глубокую
эстетическую эволюцию, приведшую к тому,
что позже они назвали "деструктивным
периодом" - живописи основанной
исключительно на пространственно-временных
цветовых контрастах. Аполлинер таким
образом стал главным свидетелем этой
эволюции и обсуждал ее в пространных
беседах с хозяевами. Убежденный в
обоснованности их идей и, более того
обрадованный тому, что должен первым
преподнести их общественности он посвящает
в эти проблемы своих читателей в статье
опубликованной в газете "Temps" (1912) и
публикует важный текст Делоне "Реальность
чистой живописи" в "Soirees de Paris" (декабрь
1912) и в немецком журнале "Der Sturm" (декабрь
1912). Серия "Окна" созданная Делоне
зимой 1912-1913 настолько вдохновила
Аполлинера что он написал одну из самых
красивых своих поэм ("Окна": "Du rouge au
vert tout ie jaune se meurt..."), которая была
напечатана в каталоге выставки Делоне в гал.
"Штурм" в Берлине (январь 1913). Уже в
начале Аполлинер подчеркивает что две
новые живописные тенденции показавшиеся
ему наиболее важными это с одной стороны,
кубизм Пикассо, а с другой - орфизм Делоне .
Это утверждение, как и любое эстетическое
суждение может казаться спорным, но оно и
сегодня остается совершенно резонным и
обоснованным. К сожалению Аполлинер затем
приводит список художников испытавших на
себе влияние этих двух великих художников.
Но если список последователей Пикассо
вполне логичен (Брак, Метценже Глез, Грис),
то список последователей Делоне - это плод
чистой фантазии поскольку в него включены
одновременно Леже, Пикабиа, Лорансен,
Марсель Дюшан, а в Германии – Кандинский,
Марк, Макке, Явленский, Мюнтер и Фрейндлих,
не говоря уже об итальянских футуристах
оказавшихся последователями художника,
которого они резко отвергали. В
действительности этот термин обозначавший
сначала только живопись Делоне
распространился благодаря Аполлинеру на
весь авангард - за исключением
ортодоксального кубизма Пикассо.
Живописного направления такого никогда не
существовало и единственной его историей
оказывается в конечном счете история
самого этого термина.
|
|
|
|
|
|