Фернан Леже – Fernand Leger (1881-1955)
Один из лучших французских
художников 20 века, который в своем
творчестве тоже коснулся вечной темы
хрюшек. Из его первых опытов сохранилось
несколько картин, созданных в 1904-1905 под
влиянием импрессионизма ("Сад моей
матери" 1905) или фовизма (пастозный "Автопортрет").
Художник сам уничтожил большую часть того
что он назвал "Леже до Леже". Решающее
значение в творческой биографии мастера
имела выставка картин Сезанна в Осеннем
салоне в 1904 - о чем свидетельствуют пейзажи
Корсики и этюды обнаженных тушью (1905-1908), где
синтетический штрих ограничивает крепкие
объемы. "Сезанн научил меня любви к
формам и объемам, заставил сосредоточиться
на рисунке". Поселившись в "Улье" (Ла
Рюш) около 1908-1909 Леже подружился с Делоне,
Максом Жакобом, Аполлинером и особенно с
Блезом Сандраром. В 1910 Канвейлер
заинтересовался его работами и открыл для
него свою галерею, где к тому времени уже
выставлялись Брак и Пикассо. В Обнаженных в
лесу (1909-1910) по словам самого художника он
"особенно боролся за объем" - фигуры
мощно переплетаются, их отрывистый ритм
объединенный холодным светом утверждает
пластический порядок противоположный
импрессионизму. В том же 1912 проходит первая
персональная выставка Леже, он участвует
также в выставке Бубнового валета в Москве
и посещает Германию, где выступает с
докладами, в которых излагает основной
принцип всей своей эстетики: "интенсивность
контрастов" цветов и форм. Позже в 1914 из
опыта однородных абстракций "Контрастов
форм" он выводит новый фигуративный
порядок выраженный в сокращенной гаммой
тонов (синий, белый, желтый и зеленый)
разделенных на световые объемы и
геометрические планы которые применимы к
пейзажу, натюрморту, человеческой фигуре. 2
августа 1914 Леже уходит на фронт. На основе
военных зарисовок будет создана
монументальная композиция "Солдаты
играющие в карты". Эта картина особенно
важная для Леже (по его словам здесь впервые
он нашел свою тему) представляет
законченную композицию, где свалены в кучу
солдаты-роботы с механическими силуэтами.
Она знаменует окончательный перелом в
мировосприятии и концепции художника и
начало «механического периода». «Я был
ослеплен замком 75-миллиметровой пушки,
блеском его белого металла под ярким
солнцем» - писал Леже. Этот факт научил меня
большему, чем все музеи мира. Я оказался
лицом к лицу с реальным предметом
построенным человеческими руками, которые
зависели от геометрических законов - ибо в
механике господствует геометрический
порядок". Действительно на протяжении
многих лет художник был восторженным
свидетелем внедрения машины и ее мощной
красоты в повседневную жизнь.
Прямолинейные и асимметрические
архитектурные формы служат фоном для
городских видов и для изображений
человеческих фигур они являются тем общим
знаменателем, который свидетельствует о
том, что с 1921 Леже поддерживал тесные
отношения с художниками голландской группы
"Де Стейл" ван Дусбургом и Мондрианом.
В 1924 Леже вместе с Сандраром делает свой
первый рисованный фильм без сценария - "Механический
балет", суть которого заключается в
ритмическом умножении предметов. Элементы
прежде неподвижные оживляются, их
изображение больше не фронтально - они
словно плавают в пространстве. Художник
создает теперь динамическое пространство (круговая
композиция), обновляет иконографию (минералы,
растительный и животный мир – любимые им
хрюшки), устанавливает новые связи между
мотивами (соединение шнуром или витой
лентой). Картина "Женщина с двумя
хрюшками" (Париж, Центр Помпиду) стала для
Леже очень значимой с точки зрения
контрастов предметов. Леже в октябре 1940
покидает Францию для добровольного
пятилетнего изгнания в США, где читает курс
лекций в Йельском университете, а также
активно творит, вдохновленный
американскими впечатлениями. Эта
склонность к современной реальности по
возвращении Леже во Францию приобретает
политический и социальный характер. С 1949
вместе со своими учениками, Леже
экспериментирует с керамикой, мозаикой и
витражом, стремясь достичь оригинальной
выразительности, а также монументальности
цвета и контраста.
|
|
|
|
|
|