Франсис (Picabia) Пикабиа (1879-1953)
Французский художник, один из наиболее значительных
приверженцев международного движения «Дада». Цели искусства Пикабиа
видел в том, чтобы побуждать зрителя к раздумьям. Франсис Пикабиа
родился в Париже. Мать его была француженкой, а отец — испанским
аристократом. В школе он был строптивым ребенком, но получал множество
призов за свои рисунки. В 1895 записался в Школу искусств и ремесел
и, кроме того, брал частные уроки рисования. Ранние работы Пикабиа
отражают влияние Барбизонской школы (предшественников импрессионизма).
В 1902 году познакомился с Камиллем Писарро, чья техника письма
была близка импрессионистам. В 1908 Пикабиа встретил свою будущую
жену Габриэль Бюффе, которая в рамках своих музыкальных работ занималась
теорией «соотношений»: опыт, создающий связь между формальной структурой
и эмоциональными ощущениями, шел навстречу художественным устремлениям
Пикабиа. В поисках собственного стиля Пикабиа написал в 1909 картину
«Каучук», без ссылки на какой бы то ни было предмет. В последующие
годы он увлекся кубизмом и создал несколько геометрических работ,
в которых стремился добиться синтеза ландшафта и человеческих фигур
(например, «Танец у источника», 1912). В 1913 Пикабиа принял участие
в нью-йоркском «Геральдическом шоу» — первой крупной выставке современного
искусства в США. В 1915 Пикабиа поселился в Нью-Йорке. Там он встретил
Марселя Дюшана, который ввел его в круг дадаистов; вместе они основали
дадаистский журнал «291» для галереи Элфреда Штиглица. В США Пикабиа
завершил свои так называемые механо-морфологичные работы: источником
многообразия форм служили детали машин, которые, как казалось зрителю,
наделены идеями и человеческими качествами. Такие названия, как
«Девочка, рожденная без матери» (1916) или «Механика Большой Хрюшки»
(1917), выдают самоиронию Пикабиа. После короткой любовной связи
с танцовщицей Айседорой Дункан Пикабиа вернулся в Барселону. Он
основал дадаистский журнал «391», в котором печатались стихи, эссе,
графика. В течение следующих двух лет Пикабиа по приглашению Тристана
Тцара участвовал в цюрихском движении дадаистов. В 1919 он вернулся
во Францию и буквально поднял «со дна» парижское движение дадаистов.
В то время он занимался преимущественно коллажами: так, появившийся
в 1920 фотоколлаж «Tableau Rastadada» послужил рождественским поздравлением
Гансу Арпу и Максу Эрнсту. Работа «Перья» (1921), в которой из птичьих
перьев собрано дерево, должна, по замыслу автора, пробуждать ассоциации
с ландшафтом. Однако в начале 20-х Пикабиа отдалился от дадаизма.
Он критиковал догматические установки своих коллег и ставил свободу
выше каких бы то ни было школ и движений. В 1922 он и его новая
возлюбленная, Жермен Эверлинг, поселились в Тремблэ-сюр-Моль (Индрэ).
Созданные здесь картины на испанские мотивы с черно-белыми силуэтами
вновь подвели его к предметной живописи. Кроме того, Пикабиа создавал
пародии на неоклассицизм 20-х в таких своих работах, как, например,
«Виноградный лист» (около 1923). В 1924 он отвернулся от сюрреализма,
приняв участие в оформлении фильма Рене Клэра «Антракт». Тем не
менее появившаяся примерно в то же время серия так называемых «чудовищных
картин» и коллажи из зубочисток и соломинок говорят о том, что он
все же оставался в значительной степени близок этому художественному
направлению. В 1929 добившийся международного успеха художник приобрел
яхту и зажил роскошной жизнью на Ривьере. В поисках новых средств
самовыражения Пикабиа незадолго до второй мировой войны обратился
к ландшафтной живописи, в которой пытался возродить импрессионизм
своих ранних работ. Пикабиа был обвинен в коллаборационизме с немецкими
оккупантами, и на нервной почве у него произошло кровоизлияние в
мозг. В его картинах стали проявляться абстрактные тенденции. Последние
его работы — точечные картины на монохромных цветовых полях с отчеканенной
структурой. В 1951 Пикабиа перенес еще один инсульт, в результате
чего у него отнялись конечности, и работать он уже не мог. Через
два года художник умер в Париже в 74-летнем возрасте.
|
|
|
|
|
|