МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.Ю. Бабайцев, В.В. Мацкевич
МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —
комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов,
включенных в контекст организованной коллективной деятельности.
Неологизм Московского методологического кружка (ММК),
обозначается как МД. Концептуальным каркасом представлений о МД
является "базовая схема МД", введенная Щедровицким в 1980. Это
одна из четырех базовых онтологических и
организационно-деятельностных схем СМД
(системо-мыследеятельностного) подхода (схема многоплоскостной
организации знания, схема воспроизводства деятельности и
трансляции культуры, схема организационно-технического отношения
и искусственно-естественного развития, схема МД). Категория МД
выступает манифестацией СМД-подхода и исследовательской
программы ММК. Понятию МД ставится в соответствие не объект, а
система знаний и средств мышления и деятельности, наработанных в
процессе реализации программы исследования мышления как
деятельности (Щедровицкий, Н.Алексеев, 1957).
Схема и понятие МД возникли как результат
многолетних поисков путей и способов объединения
("конфигурирования") теоретико-методологических представлений о
мышлении и представлений о деятельности, которые разрабатывались
в ММК на протяжении 50–70-х. Проблема состояла в том, чтобы
задать и теоретически описать целостные единицы мышления и
деятельности, в которых реализовались бы механизмы связи между
мышлением и речью-языком, с одной стороны, мышлением и
действием, с другой, речью-языком и действием, с третьей. Схема
МД синтезирует многолетние наработки ММК в области исследований
деятельности, коммуникации и интеллектуальных процессов. Она
употребляется как семиотический комплекс — конфигуратор знаний о
мышления и форм организации мыслительной деятельности: языковое
мышление, тексты и речь; мышление по схемам многих знаний;
диалог, полилог и кооперативные формы мыслительной деятельности;
противопоставление синтагматических и парадигматических систем в
мышлении; средства и методы понимания; рефлексивные техники;
семиотика схематизации и т.д.
Базовая схема МД содержит три относительно
автономных "пояса": 1) пояс социально организованного и
культурно закрепляемого коллективно-группового мыследействования
(обозначается мД); 2) пояс полифонической и
полипарадигматической мысли-коммуникации, выражающейся и
закрепляющейся в словесных текстах (обозначается М-К); 3) пояс
чистого мышления, развертывающегося в невербальных схемах,
формулах, графиках, таблицах, картах, диаграммах и т.п.
(обозначается М). Через пояса мД и М проходит центральная ось
симметрии, разделяющая их на две части, т.е. схема МД включает
минимум две различные ситуации мыследействования и минимум два
различных типа чистого мышления. Центральным является пояс М-К,
соединяющий в одно целое различные ситуации мД и различные типы
М, а два других пояса могут рассматриваться как лежащие по
разные стороны от оси М-К и задающие пределы всей системы МД.
Процессами, связывающими пояса между собой являются понимание и
рефлексия. Таким образом, полная структура МД предполагает
различие и единство пяти интеллектуальных процессов: чистого
мышления, мысли-коммуникации, мыследействования, понимания и
рефлексии. Для каждого пояса в схеме вводится свой набор
позиционеров как носителей частных процессов, составляющих
полифонию МД. Так определяются мыследействующие, коммуницирующие
и мыслящие позиционеры, а также понимающие и рефлектирующие.
Позиция несет чисто функциональный смысл — одну и ту же позицию
могут занимать разные люди, один и тот же человек может
переходить из позиции в позицию.
Каждый из поясов имеет свои специфические
характеристики. Так, в поясе мД центральным является
осуществление действий, реализующих определенные целевые
установки и культурные нормы (парадигмы). Для мД характерна
социальная организация, техническая детерминация средствами,
техникой и методами, а также детерминация "объективными"
законами. Все системы мД являются гетерогенными, гетерохронными
и гетерархированными искусственно-естественными полисистемами,
которые требуют системного описания, проектирования и
программирования.
Пояс М имеет свои строгие правила образования
и преобразования единиц выражения и достаточно монизированные
законы. Это логические правила преобразования знаковых форм
рассуждений, все математические оперативные системы, все
формальные и формализованные фрагменты научных теорий,
научно-предметные "законы" и "закономерности", схемы идеальных
объектов, онтологические схемы, все категории, алгоритмы и
другие формы операционализации процессов мышления.
В отличие от чистого мышления пояс, М-К
практически не подчиняется различению правильного и
неправильного. Он живет по принципам полилога, противоречий,
конфликтов и проблематизаций. Это всегда поле борьбы и
взаимоотрицаний, которые только и придают М-К ее особый смысл.
Все пояса МД актуализируются через динамику
существования участников МД и как бы отображаются друг на друга
в ходе понимания, интерпретации и рефлексии. Сама МД предстает
как сложная последовательность мыслительных, рефлексивных и
метамыслительных преобразований. Процессы рефлексии пронизывают
все процессы в слоях МД. Каждый из поясов и интеллектуальных
процессов может обособляться и автономизироваться в
редуцированную систему МД. Системная фокусировка и редукция
базовой схемы позволяют выделять и описывать различные
производные системы МД, строить их типологию. По мнению
Щедровицкого, схема МД несет в себе совокупность принципов,
определяющих целостный и системный подход в исследовании всех
явлений, связанных с мышлением и деятельностью. Она утверждает
органическую, неразрывную связь всякого действия и всякой
деятельности с подготавливающими их мыслительными и
коммуникативно-смысловыми процессами. Сами выражения
"деятельность" и "действие" в свете схемы МД выступают как
выражения чрезвычайно сильных идеализаций, редукций и упрощений.
В реальном мире общественной жизни деятельность и действие могут
и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией.
Отсюда и сами неологизмы — "МД", "мыслекоммуникация",
"мыследействование".
С другой стороны, каждый из интеллектуальных
процессов также должен рассматриваться прежде всего по своим
функциям в МД и относительно других процессов. По Щедровицкому
анализ чистых и автономных процессов мысли-коммуникации,
понимания, рефлексии, мышления и мыследействования не может
привести к успеху.
Сама схема МД возникла в 1980 в
непосредственной связи с началом практикования методологами из
ММК организационно-деятельностных игр (ОДИ), направленных на
решение комплексных социокультурных проблем в различных сферах
деятельности. Каждая игра предполагала имитацию некоторой
проблемной ситуации в сфере деятельности и ее
рефлексивно-мыслительное "проигрывание" в межпрофессиональном
коллективе, репрезентирующем данную сферу деятельности.
Первоначально схема МД возникла в контексте представления и
описания ОДИ как интеллектуальной системы. Представления о МД
использовались в играх как средство распредмечивания жестких
структур профессионального и предметного мышления, декомпозиции
этих структур на "чистые" мыследеятельностные процессы и
последующей "сборки" новых комплексных организованностей
мышления. Впоследствии МД была задана Щедровицким как особый
идеальный объект, имеющий более общее теоретическое и
практическое значение.
Исследования схемы и понятия МД, начатые в
1980, продолжаются в различных направлениях и сегодня. Схема
получила приложения в педагогике, герменевтике, конфликтологии и
др. Имея дело со схемой МД, необходимо учитывать, что схема не
может "прочитываться" натурально — как описание реального
объекта. Любая методологическая схема является семиотическим
комплексом, который может употребляться по крайней мере тремя
различными способами: 1) как различительная схема — принцип. Это
автономное употребление схемы (схема изображает саму себя). В
этом плане схема МД задает систему категориальных различений —
она предписывает различать три пояса и пять процессов и задает
принцип их единства; 2) как организационно-деятельностная схема,
т.е. как схема предписывающая норму (проект, цель) деятельности.
В этом смысле, МД реально существует только в той степени, в
какой существуют коллективы, сознательно реализующие и
практикующие ее как норму организации своей деятельности.
Организационно-деятельностные игры можно рассматривать как
орг-деятельностную реализацию схемы МД. На сегодняшний день в
полном объеме система МД может быть проимитирована только в ОДИ;
3) как объектно-онтологическая схема, т.е. как изображение
некоторого идеального или реального объекта. Щедровицкий
допускал формальную онтологизацию схемы МД, предполагающую
простое удвоение схемы и приписывание одному из экземпляров
онтологического статуса "идеальной сущности". В таком качестве
схема МД становится идеальным объектом в контексте теоретических
исследований, на основе которого возможно конфигурирование
различных знаний и представлений, построение моделей, типологий
и др. Возможность же объективации схемы МД (т.е.
"реалистической" интерпретации схемы) до сих остается проблемой.
Щедровицкий допускает историческую объективацию МД только в виде
редуцированных систем и превращенных форм, а также в виде
"мета-систем" — рефлексивных и проблематизирующих надстроек над
деятельностью.
Наиболее перспективным представляется путь
комплексирования орг-деятельностного и объектно-онтологического
употребления схемы: сначала системы МД должны быть искусственно
организованы, а уже затем они могут становиться объектом
эмпирических исследований как реальные системы. Прообразом
подобных исследований являются комплексные исследования МД,
проводившиеся на орг-деятельностных играх в 80-х. Помимо схемы
можно говорить о понятии или категории МД, которые используются
как специфический для СМД-подхода объяснительный принцип по
отношению к разнородным гуманитарным явлениям. Место, смысл и
значение МД в СМД-методологии может быть понято только при учете
оппозиции натуралистического и деятельностного подходов, МД для
методологического подхода выполняет те же функции (с оговорками,
специфичными для методологической рефлексии каждого из
подходов), которые для натурализма выполняет категория и понятие
природы. |